Пенсионное дело судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионное дело судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 23 ГПК РФоб отказе в установлении трудовой пенсии >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уже пора умом Россию понимать? Требование пригодности в конституционном правосудии
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Профессор В.Д. Зорькин акцентирует внимание на современном характере использованных в конституционном правосудии научных исследований. К сожалению, Председатель Конституционного Суда РФ не следует правилам научности в своей публикации и не ссылается на имеющиеся в его распоряжении материалы. Это можно объяснить публицистическим характером его заметки. Однако сложившийся стиль подготовки решений Конституционного Суда РФ также не предполагает следование правилам цитирования. Например, в другом сложном деле, которое касалось непопулярной пенсионной реформы, есть упоминание об изучении конституционными судьями "материалов, в том числе представленных государственными органами и научными организациями" <86>. Вместе с тем ссылки на эти материалы в тексте судебного акта отсутствуют, в связи с чем у читателя нет возможности оценить эти научные данные. Более того, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что "оценка использования статистических, аналитических и иных сведений и результатов научных и экспертных исследований, достоверности проведенного анализа лежит за пределами рассмотрения вопроса о конституционности правовых норм". Следовательно, научные исследования изучаются судьями, но не затрагивают вопросы конституционности обжалуемых законоположений. Такой подход, конечно, снижает убедительность аргументов Конституционного Суда РФ. Когда судьям нужно показать весомость своих выводов перед европейскими коллегами, научные исследования идут в ход, в другом же случае для конституционного правосудия они оказываются нерелевантными.
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Профессор В.Д. Зорькин акцентирует внимание на современном характере использованных в конституционном правосудии научных исследований. К сожалению, Председатель Конституционного Суда РФ не следует правилам научности в своей публикации и не ссылается на имеющиеся в его распоряжении материалы. Это можно объяснить публицистическим характером его заметки. Однако сложившийся стиль подготовки решений Конституционного Суда РФ также не предполагает следование правилам цитирования. Например, в другом сложном деле, которое касалось непопулярной пенсионной реформы, есть упоминание об изучении конституционными судьями "материалов, в том числе представленных государственными органами и научными организациями" <86>. Вместе с тем ссылки на эти материалы в тексте судебного акта отсутствуют, в связи с чем у читателя нет возможности оценить эти научные данные. Более того, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что "оценка использования статистических, аналитических и иных сведений и результатов научных и экспертных исследований, достоверности проведенного анализа лежит за пределами рассмотрения вопроса о конституционности правовых норм". Следовательно, научные исследования изучаются судьями, но не затрагивают вопросы конституционности обжалуемых законоположений. Такой подход, конечно, снижает убедительность аргументов Конституционного Суда РФ. Когда судьям нужно показать весомость своих выводов перед европейскими коллегами, научные исследования идут в ход, в другом же случае для конституционного правосудия они оказываются нерелевантными.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Начиная с 1 сентября 2024 г. увеличился срок для вынесения судебного приказа до 10 рабочих дней <2>. Это обстоятельство в совокупности с применением, в том числе по аналогии, нормы п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ, устанавливающей право мирового судьи направлять запросы в органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ, налоговые органы, органы внутренних дел о представлении сведений о должнике, существенно увеличивает возможности мирового судьи для проверки правосубъектности должников и адресов их проживания.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Начиная с 1 сентября 2024 г. увеличился срок для вынесения судебного приказа до 10 рабочих дней <2>. Это обстоятельство в совокупности с применением, в том числе по аналогии, нормы п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ, устанавливающей право мирового судьи направлять запросы в органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ, налоговые органы, органы внутренних дел о представлении сведений о должнике, существенно увеличивает возможности мирового судьи для проверки правосубъектности должников и адресов их проживания.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О военных судах Российской Федерации"Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
(ред. от 28.12.2024)
"О военных судах Российской Федерации"Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Доводы С. о том, что в связи с пандемией, вызванной вирусным инфекционным заболеванием COVID-19, и с учетом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, деятельность общества была приостановлена в период с 14 мая 2020 г. по 17 июля 2020 г., не ставят под сомнение выводы мирового судьи о наличии в бездействии директора общества С. состава административного правонарушения и законность принятых по делу судебных актов, поскольку приостановление деятельности юридического лица не освобождает его должностное лицо от выполнения предусмотренной законом обязанности по представлению в установленный законом срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Доводы С. о том, что в связи с пандемией, вызванной вирусным инфекционным заболеванием COVID-19, и с учетом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, деятельность общества была приостановлена в период с 14 мая 2020 г. по 17 июля 2020 г., не ставят под сомнение выводы мирового судьи о наличии в бездействии директора общества С. состава административного правонарушения и законность принятых по делу судебных актов, поскольку приостановление деятельности юридического лица не освобождает его должностное лицо от выполнения предусмотренной законом обязанности по представлению в установленный законом срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Ранее нами отмечалось, что все штаты США приняли свои кодексы поведения судей, содержащие положения о дисквалификации (отводе) судей, основанные на Модельном кодексе ABA и Кодексе поведения судей США. Некоторые положения относительно конфликта интересов на уровне отдельных штатов могут дополняться собственными правилами, некоторые уточняться с учетом собственной судебной политики и правоприменительной практики. Так, например, Верховным судом Нью-Джерси было установлено правило, обязывающее судью заявить самоотвод, если он параллельно своему участию в судебном разбирательстве ведет переговоры с одной из сторон по поводу смены собственной профессиональной деятельности. Соответствующее правило появилось в Кодексе судебного поведения Нью-Джерси после того, как Верховному суду Нью-Джерси пришлось отменить судебное решение, вынесенное судьей Эскалой, поскольку судья начал предварительные переговоры с адвокатом, участвующим в деле, о присоединении к его юридической фирме после выхода на пенсию <35>.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Ранее нами отмечалось, что все штаты США приняли свои кодексы поведения судей, содержащие положения о дисквалификации (отводе) судей, основанные на Модельном кодексе ABA и Кодексе поведения судей США. Некоторые положения относительно конфликта интересов на уровне отдельных штатов могут дополняться собственными правилами, некоторые уточняться с учетом собственной судебной политики и правоприменительной практики. Так, например, Верховным судом Нью-Джерси было установлено правило, обязывающее судью заявить самоотвод, если он параллельно своему участию в судебном разбирательстве ведет переговоры с одной из сторон по поводу смены собственной профессиональной деятельности. Соответствующее правило появилось в Кодексе судебного поведения Нью-Джерси после того, как Верховному суду Нью-Джерси пришлось отменить судебное решение, вынесенное судьей Эскалой, поскольку судья начал предварительные переговоры с адвокатом, участвующим в деле, о присоединении к его юридической фирме после выхода на пенсию <35>.
Статья: Административно-принудительные дела, разрешаемые мировыми судьями судов общей юрисдикции: понятие, виды, признаки
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)К унифицированным юридическим делам следует относить юридические дела, разрешаемые мировыми судьями в административно-процессуальном порядке, урегулированном нормами КАС РФ (административные дела, разрешаемые посредством приказного порядка), - дела об административном понуждении к взысканию внеэкономических обязательных платежей и санкций с физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций о вынесении судебного приказа (ч. 3.1 ст. 1 КАС РФ). Сравнение индицирующих норм о юридических делах о взыскании обязательных платежей и санкций, разрешаемых в порядке судебного контроля (исковое производство, упрощенный порядок, гл. 32, 33 КАС РФ) и по заявлениям о вынесении судебного приказа (гл. 11.1 КАС РФ), позволяет обособить административное дело по заявлению о вынесении судебного приказа, имеющее следующие характеристики: из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование является бесспорным (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), место жительства или место пребывания должника находится в Российской Федерации (п. 2 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), итоговый судебный акт выносится без проведения судебного разбирательства и судебного заседания (ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ), сокращенный срок принятия итогового судебного решения (ч. 1 ст. 123.5 КАС РФ), итоговый судебный акт подлежит отмене при поступлении возражений должника в установленный процессуальный срок (ч. 1 ст. 123.7 КАС РФ), судебный приказ является одновременно исполнительным документом (ч. 3 ст. 123.1 КАС РФ). Основанием такого дела является юридико-фактическая ситуация, возникающая из нарушения обязательных требований об уплате физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязательных платежей, санкций (административно-понуждаемый деликт). Предмет дела - вопрос о взыскании обязательных платежей, санкций по требованию налогового, таможенного органа, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)К унифицированным юридическим делам следует относить юридические дела, разрешаемые мировыми судьями в административно-процессуальном порядке, урегулированном нормами КАС РФ (административные дела, разрешаемые посредством приказного порядка), - дела об административном понуждении к взысканию внеэкономических обязательных платежей и санкций с физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций о вынесении судебного приказа (ч. 3.1 ст. 1 КАС РФ). Сравнение индицирующих норм о юридических делах о взыскании обязательных платежей и санкций, разрешаемых в порядке судебного контроля (исковое производство, упрощенный порядок, гл. 32, 33 КАС РФ) и по заявлениям о вынесении судебного приказа (гл. 11.1 КАС РФ), позволяет обособить административное дело по заявлению о вынесении судебного приказа, имеющее следующие характеристики: из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование является бесспорным (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), место жительства или место пребывания должника находится в Российской Федерации (п. 2 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), итоговый судебный акт выносится без проведения судебного разбирательства и судебного заседания (ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ), сокращенный срок принятия итогового судебного решения (ч. 1 ст. 123.5 КАС РФ), итоговый судебный акт подлежит отмене при поступлении возражений должника в установленный процессуальный срок (ч. 1 ст. 123.7 КАС РФ), судебный приказ является одновременно исполнительным документом (ч. 3 ст. 123.1 КАС РФ). Основанием такого дела является юридико-фактическая ситуация, возникающая из нарушения обязательных требований об уплате физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязательных платежей, санкций (административно-понуждаемый деликт). Предмет дела - вопрос о взыскании обязательных платежей, санкций по требованию налогового, таможенного органа, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Статья: Правовой статус личности в конституциях Республики Коми
(Плоцкая О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)<8> См.: Особое мнение судьи Конституционного Суда Республики Коми Ю.В. Гаврюсова по делу о проверке конституционности порядка досрочного выхода на пенсию безработных граждан предпенсионного возраста по предложению ЦЗН г. Сыктывкара от 4 августа 1997 года в связи с жалобой Р.В. Колеговой // Конституционный Суд Республики Коми: сборник официальных материалов (1995 - 2004 гг.) / под общ. ред. Ю.В. Гаврюсова. Сыктывкар, 2006. С. 267 - 268.
(Плоцкая О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)<8> См.: Особое мнение судьи Конституционного Суда Республики Коми Ю.В. Гаврюсова по делу о проверке конституционности порядка досрочного выхода на пенсию безработных граждан предпенсионного возраста по предложению ЦЗН г. Сыктывкара от 4 августа 1997 года в связи с жалобой Р.В. Колеговой // Конституционный Суд Республики Коми: сборник официальных материалов (1995 - 2004 гг.) / под общ. ред. Ю.В. Гаврюсова. Сыктывкар, 2006. С. 267 - 268.
Статья: Статус судьи в отставке и прекращение выплаты судейской пенсии
(Кияшко В.А.)
("Судья", 2020, N 12)В связи с этим имеющееся законодательство, прежде всего Закон о пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан, требует серьезной доработки. Высказанная в настоящей статье идея может быть реализована через механизм пенсии за выслугу лет. Проблема введения в законодательство о статусе судей пенсионного обеспечения за выслугу лет нами ранее уже поднималась в несколько ином аспекте <16>, однако она важна и с точки зрения рассматриваемых в настоящей публикации вопросов. Такое решение, во-первых, соответствует сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции о том, что ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое судьям, пребывающим в отставке, по своему предназначению и правовой природе аналогично пенсии за выслугу лет, назначаемой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" <17>. Во-вторых, такое решение позволит устранить проблему пенсионного обеспечения судей - бывших сотрудников правоохранительных органов, приведет к соблюдению принципа единства статуса судей (в соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <18> военные судьи имеют право на пенсию за выслугу лет, а судьи судов общей юрисдикции не имеют). В-третьих, это упрочит равенство должностных лиц перед законом в части применения наказания, предусмотренного ст. 48 УК РФ (пенсионеры МВД, прокуратуры и другие пенсионеры, уволенные за совершение проступков или совершившие проступки, будучи на пенсии, но не лишенные по приговору суда звания, права на пенсию за выслугу лет не лишаются).
(Кияшко В.А.)
("Судья", 2020, N 12)В связи с этим имеющееся законодательство, прежде всего Закон о пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан, требует серьезной доработки. Высказанная в настоящей статье идея может быть реализована через механизм пенсии за выслугу лет. Проблема введения в законодательство о статусе судей пенсионного обеспечения за выслугу лет нами ранее уже поднималась в несколько ином аспекте <16>, однако она важна и с точки зрения рассматриваемых в настоящей публикации вопросов. Такое решение, во-первых, соответствует сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции о том, что ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое судьям, пребывающим в отставке, по своему предназначению и правовой природе аналогично пенсии за выслугу лет, назначаемой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" <17>. Во-вторых, такое решение позволит устранить проблему пенсионного обеспечения судей - бывших сотрудников правоохранительных органов, приведет к соблюдению принципа единства статуса судей (в соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <18> военные судьи имеют право на пенсию за выслугу лет, а судьи судов общей юрисдикции не имеют). В-третьих, это упрочит равенство должностных лиц перед законом в части применения наказания, предусмотренного ст. 48 УК РФ (пенсионеры МВД, прокуратуры и другие пенсионеры, уволенные за совершение проступков или совершившие проступки, будучи на пенсии, но не лишенные по приговору суда звания, права на пенсию за выслугу лет не лишаются).
Статья: Консультативное заключение Суда ЕАЭС по делу N Р-6/24 о доступе физических лиц к правосудию: развернутый комментарий
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Прежде всего в рамках Консультативного заключения Суд подтвердил свою приверженность принципу необходимости обеспечения в рамках Союза защиты прав и свобод человека. Данное Консультативное заключение следует непосредственно в русле тезиса, впервые изложенного в особом мнении судьи Чайки по делу N Р-2/18 о декларировании наличных денежных средств <18> и позднее закрепленного в виде правовой позиции в Консультативном заключении Суда по делу N Р-5/18 о пенсионном обеспечении служащих Союза <19> относительно необходимости обеспечения в рамках Союза защиты прав человека на уровне не ниже, чем он обеспечивается в государствах - членах Союза.
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Прежде всего в рамках Консультативного заключения Суд подтвердил свою приверженность принципу необходимости обеспечения в рамках Союза защиты прав и свобод человека. Данное Консультативное заключение следует непосредственно в русле тезиса, впервые изложенного в особом мнении судьи Чайки по делу N Р-2/18 о декларировании наличных денежных средств <18> и позднее закрепленного в виде правовой позиции в Консультативном заключении Суда по делу N Р-5/18 о пенсионном обеспечении служащих Союза <19> относительно необходимости обеспечения в рамках Союза защиты прав человека на уровне не ниже, чем он обеспечивается в государствах - членах Союза.
Интервью: В Израиле абсолютная адвокатская монополия
("Закон", 2024, N 8)- Формально да, необходимо решение комиссии большинством в семь голосов, предложенное председателем (министром юстиции), руководителем службы жалоб на судей или председателем Верховного Суда. Возможно также отстранение судьи на основании решения дисциплинарного суда для судей. Однако случаи отстранения крайне редки, обычно судья или уходит на пенсию, или увольняется по своей инициативе. Недавно был скандал с одной судьей, на которую завели уголовное дело, но после ее увольнения "по собственному желанию" с должности судьи дело закрыли.
("Закон", 2024, N 8)- Формально да, необходимо решение комиссии большинством в семь голосов, предложенное председателем (министром юстиции), руководителем службы жалоб на судей или председателем Верховного Суда. Возможно также отстранение судьи на основании решения дисциплинарного суда для судей. Однако случаи отстранения крайне редки, обычно судья или уходит на пенсию, или увольняется по своей инициативе. Недавно был скандал с одной судьей, на которую завели уголовное дело, но после ее увольнения "по собственному желанию" с должности судьи дело закрыли.
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В настоящее же время приходится констатировать, что многие судьи и профессиональные представители не готовы прикладывать дополнительные усилия для оптимизации процессуального взаимодействия такого характера. В результате судебная коммуникация, как правило, оказывается неэффективной и нередко приводит к фактическим ограничениям процессуальных возможностей непрофессиональных участников. Проблему хорошо иллюстрирует краткий диалог судьи районного суда и истицы по делу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости:
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В настоящее же время приходится констатировать, что многие судьи и профессиональные представители не готовы прикладывать дополнительные усилия для оптимизации процессуального взаимодействия такого характера. В результате судебная коммуникация, как правило, оказывается неэффективной и нередко приводит к фактическим ограничениям процессуальных возможностей непрофессиональных участников. Проблему хорошо иллюстрирует краткий диалог судьи районного суда и истицы по делу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости:
Статья: Срочные трудовые договоры с пенсионерами: опасные ошибки
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Отметим, что судебная практика по спорам, связанным с заключением срочного трудового договора с пенсионерами, неединообразна. В первых инстанциях судьи порой не учитывают наставления Конституционного Суда РФ и признают законным заключение срочных трудовых договоров с работниками, начавшими получать пенсию до наступления пенсионного возраста. Однако в кассации такие дела, как правило, разрешаются все же с учетом всех элементов понятия "пенсионер по возрасту".
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Отметим, что судебная практика по спорам, связанным с заключением срочного трудового договора с пенсионерами, неединообразна. В первых инстанциях судьи порой не учитывают наставления Конституционного Суда РФ и признают законным заключение срочных трудовых договоров с работниками, начавшими получать пенсию до наступления пенсионного возраста. Однако в кассации такие дела, как правило, разрешаются все же с учетом всех элементов понятия "пенсионер по возрасту".
Статья: Роль Суда ЕС в развитии стандартов защиты от дискриминации по признаку возраста
(Сорокина Е.А.)
("Международное правосудие", 2022, N 3)Необходимо обратить внимание на решение по делу Commission v. Hungary <91>, в котором Суд ЕС дал оценку венгерскому законодательству (включая поправки к Основному закону), предусматривающему снижение возраста обязательного выхода на пенсию для судей, прокуроров и нотариусов с 70 до 62 лет в течение одного года. Такое резкое изменение национального законодательства было вызвано не столько социальными, сколько политическими причинами: партия парламентского большинства стремилась заменить государственных служащих на более лояльных лиц <92>.
(Сорокина Е.А.)
("Международное правосудие", 2022, N 3)Необходимо обратить внимание на решение по делу Commission v. Hungary <91>, в котором Суд ЕС дал оценку венгерскому законодательству (включая поправки к Основному закону), предусматривающему снижение возраста обязательного выхода на пенсию для судей, прокуроров и нотариусов с 70 до 62 лет в течение одного года. Такое резкое изменение национального законодательства было вызвано не столько социальными, сколько политическими причинами: партия парламентского большинства стремилась заменить государственных служащих на более лояльных лиц <92>.
Статья: Кадровый аспект в обеспечении организации судебной деятельности: проблемы и перспективы
(Штефан Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Интересным представляется предположение некоторых ученых, что зарплата судебного служащего должна приравниваться к 50 - 65% среднемесячного дохода судьи, так как от его опыта и квалификации зависит уровень дел в работе судьи. Кроме того, предлагается предусмотреть для судебного служащего возможность досрочно выйти на пенсию, получив при этом пожизненное содержание в размере 80 - 85% от дохода по соответствующей должности <9>.
(Штефан Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Интересным представляется предположение некоторых ученых, что зарплата судебного служащего должна приравниваться к 50 - 65% среднемесячного дохода судьи, так как от его опыта и квалификации зависит уровень дел в работе судьи. Кроме того, предлагается предусмотреть для судебного служащего возможность досрочно выйти на пенсию, получив при этом пожизненное содержание в размере 80 - 85% от дохода по соответствующей должности <9>.