Пенсионные баллы 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионные баллы 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Гражданин не согласен с отказом в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда СФР (ПФР) необоснованно не включил:
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда СФР (ПФР) необоснованно не включил:
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Гражданин не согласен с отказом в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны и др.) федерального органа исполнительной власти
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда СФР (ПФР) необоснованно не включил в специальный стаж:
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда СФР (ПФР) необоснованно не включил в специальный стаж:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В период с 2015 по 2020 г. максимально учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год определено ФЗ "О страховых пенсиях" в Приложении N 4. Для наглядности приведем эту таблицу.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В период с 2015 по 2020 г. максимально учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год определено ФЗ "О страховых пенсиях" в Приложении N 4. Для наглядности приведем эту таблицу.
Статья: Оказание профессиональной юридической помощи в зеркале конституционного правосудия современной России
(Долидзе Т.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Вопрос о возложении на адвокатов из числа военных пенсионеров обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование рассматривался Конституционным Судом РФ в 2020 г. Суд установил наличие правовой неопределенности в вопросах объема и условий страхования пенсионных прав адвокатов, рассогласованность процессов формирования индивидуального пенсионного коэффициента и страхового стажа. В связи с этим оспариваемое правовое регулирование было признано неконституционным. Полагаем, что указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ имеет непосредственное отношение к реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, поскольку оспариваемая норма ставила индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других профессиональных юридических защитников в неравное правовое положение с материально-имущественной точки зрения. В действительности, конечно, субъекты оказания профессиональной юридической помощи могут получать различное вознаграждение и иметь дифференцированный уровень доходов, но это должно быть обусловлено именно уровнем профессионализма в оказываемых правовых услугах, а не случайными и произвольными обстоятельствами <9>.
(Долидзе Т.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Вопрос о возложении на адвокатов из числа военных пенсионеров обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование рассматривался Конституционным Судом РФ в 2020 г. Суд установил наличие правовой неопределенности в вопросах объема и условий страхования пенсионных прав адвокатов, рассогласованность процессов формирования индивидуального пенсионного коэффициента и страхового стажа. В связи с этим оспариваемое правовое регулирование было признано неконституционным. Полагаем, что указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ имеет непосредственное отношение к реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, поскольку оспариваемая норма ставила индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других профессиональных юридических защитников в неравное правовое положение с материально-имущественной точки зрения. В действительности, конечно, субъекты оказания профессиональной юридической помощи могут получать различное вознаграждение и иметь дифференцированный уровень доходов, но это должно быть обусловлено именно уровнем профессионализма в оказываемых правовых услугах, а не случайными и произвольными обстоятельствами <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"4. В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"4. В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, предусмотренного частями второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении возраста или при наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, предусмотренного частями второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении возраста или при наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ рассматривал дело гражданки М. - адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, которая обратилась в налоговый орган с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата взносов не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая (достижение общеустановленного пенсионного возраста), к моменту же достижения ею пенсионного возраста она не сможет выработать требуемого в соответствии с действующим правовым регулированием 15-летнего страхового стажа и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент. Налоговый орган отказал в ее просьбе, а суды, включая Верховный Суд РФ, подтвердили законность этого отказа. В сложившейся ситуации единственным способом защиты нарушенных прав стала жалоба в Конституционный Суд РФ на соответствующее законодательное регулирование. По данному делу Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором подтвердил право законодателя возлагать на адвокатов из числа военных пенсионеров, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно в этом деле Конституционный Суд РФ подтвердил неопределенность нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав законодателю на необходимость незамедлительного устранения выявленной неясности. При этом Конституционный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела заявительницы, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такой неопределенности не выявлено.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционный Суд РФ рассматривал дело гражданки М. - адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, которая обратилась в налоговый орган с просьбой не ставить ее на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку уплата взносов не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая (достижение общеустановленного пенсионного возраста), к моменту же достижения ею пенсионного возраста она не сможет выработать требуемого в соответствии с действующим правовым регулированием 15-летнего страхового стажа и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент. Налоговый орган отказал в ее просьбе, а суды, включая Верховный Суд РФ, подтвердили законность этого отказа. В сложившейся ситуации единственным способом защиты нарушенных прав стала жалоба в Конституционный Суд РФ на соответствующее законодательное регулирование. По данному делу Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором подтвердил право законодателя возлагать на адвокатов из числа военных пенсионеров, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно в этом деле Конституционный Суд РФ подтвердил неопределенность нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав законодателю на необходимость незамедлительного устранения выявленной неясности. При этом Конституционный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела заявительницы, поскольку в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование такой неопределенности не выявлено.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако не представляется возможным выявить цель уплаты указанными гражданами страховых взносов, чтобы оценить влияние страховых отчислений на объем обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста. Проблема заключается в том, что граждане, производя страховые отчисления, в силу объективных обстоятельств (отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа или определенного размера индивидуального пенсионного коэффициента) не могут реализовать сформированные ими пенсионные права. В то же время законодательством не предусмотрено возможности снимать с налогового учета по заявлению таких граждан как застрахованных лиц в целях их освобождения от обязательных страховых отчислений на пенсионное страхование. Не предусмотрена пенсионным законодательством и выплата таким застрахованным неполной пенсии пропорционально накопленным пенсионным баллам и (или) имеющемуся неполному страховому стажу.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако не представляется возможным выявить цель уплаты указанными гражданами страховых взносов, чтобы оценить влияние страховых отчислений на объем обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста. Проблема заключается в том, что граждане, производя страховые отчисления, в силу объективных обстоятельств (отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа или определенного размера индивидуального пенсионного коэффициента) не могут реализовать сформированные ими пенсионные права. В то же время законодательством не предусмотрено возможности снимать с налогового учета по заявлению таких граждан как застрахованных лиц в целях их освобождения от обязательных страховых отчислений на пенсионное страхование. Не предусмотрена пенсионным законодательством и выплата таким застрахованным неполной пенсии пропорционально накопленным пенсионным баллам и (или) имеющемуся неполному страховому стажу.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истец имеет право на назначение ему страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Закона N 400-ФЗ, так как достиг установленного возраста, имеет необходимый страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истец имеет право на назначение ему страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Закона N 400-ФЗ, так как достиг установленного возраста, имеет необходимый страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)С 2016 г. отменена индексация пенсий работающих пенсионеров и введены ограничения на максимальное количество заработанных после выхода на пенсию ИПК, учитываемое при перерасчете их пенсий и равное 3 пенсионным коэффициентам вместо 10.
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)С 2016 г. отменена индексация пенсий работающих пенсионеров и введены ограничения на максимальное количество заработанных после выхода на пенсию ИПК, учитываемое при перерасчете их пенсий и равное 3 пенсионным коэффициентам вместо 10.
Статья: Доклад Счетной палаты Российской Федерации "Анализ реализации мер государственной политики, направленных на поддержку женщин, обеспечение их равных возможностей для развития и включения в общественный процесс"
(Изотова Г., Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 3)Гендерный разрыв в оплате труда, невозможность в определенные периоды участия в трудовой деятельности в связи с необходимостью ухода за детьми, инвалидами и пожилыми родственниками непосредственно влияют на будущее пенсионное обеспечение женщин. Расчет индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее - ИПК), определяющих объем пенсионных прав, осуществляется с учетом начисленных или уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые, в свою очередь, рассчитываются исходя из заработной платы. При наличии гендерного разрыва у женщин формируется меньше ИПК по сравнению с мужчинами.
(Изотова Г., Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 3)Гендерный разрыв в оплате труда, невозможность в определенные периоды участия в трудовой деятельности в связи с необходимостью ухода за детьми, инвалидами и пожилыми родственниками непосредственно влияют на будущее пенсионное обеспечение женщин. Расчет индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее - ИПК), определяющих объем пенсионных прав, осуществляется с учетом начисленных или уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые, в свою очередь, рассчитываются исходя из заработной платы. При наличии гендерного разрыва у женщин формируется меньше ИПК по сравнению с мужчинами.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 г. - 87 руб. 24 коп., в 2020 г. - 93 руб., в 2021 г. - 98 руб. 86 коп., в 2022 г. - 104 руб. 69 коп., в 2023 г. - 110 руб. 55 коп., в 2024 г. - 116 руб. 63 коп.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 г. - 87 руб. 24 коп., в 2020 г. - 93 руб., в 2021 г. - 98 руб. 86 коп., в 2022 г. - 104 руб. 69 коп., в 2023 г. - 110 руб. 55 коп., в 2024 г. - 116 руб. 63 коп.