Пенсионный стаж казахстан
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионный стаж казахстан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа" Федерального закона "О страховых пенсиях""Суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о необоснованном включении спорного периода работы в Республике Казахстан ввиду отсутствия документов, выдаваемых компетентными органами этого государства в виде формуляра "О стаже работы", указав на то, что в соответствии со статьей 14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.07.2024 по делу N 33-9157/2024 (УИД 66RS0003-01-2023-006150-31)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж; 4) Об обязании принять к зачету справки, учесть уплаченные страховые взносы.
Обстоятельства: Не учтены периоды работы истца на территории иностранного государства медсестрой в учреждении, ученицей варщицы, лаборантом, технологом на заводе, контролером в учреждении, супервайзером в обществе, периоды обучения, получения пособия по безработице, осуществления предпринимательской деятельности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что то обстоятельство, что в силу ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионный орган уполномочен проверять обоснованность выдачи документов о стаже, но неполучение ответа от компетентного органа Республики Казахстан на свои запросы, не может повлечь для истца неблагоприятные последствия и служить основанием к ограничению ее пенсионных прав, поскольку в материалы дела истцом представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие факт трудовой деятельности Ф. в спорный период на территории иностранного государства.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж; 4) Об обязании принять к зачету справки, учесть уплаченные страховые взносы.
Обстоятельства: Не учтены периоды работы истца на территории иностранного государства медсестрой в учреждении, ученицей варщицы, лаборантом, технологом на заводе, контролером в учреждении, супервайзером в обществе, периоды обучения, получения пособия по безработице, осуществления предпринимательской деятельности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что то обстоятельство, что в силу ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионный орган уполномочен проверять обоснованность выдачи документов о стаже, но неполучение ответа от компетентного органа Республики Казахстан на свои запросы, не может повлечь для истца неблагоприятные последствия и служить основанием к ограничению ее пенсионных прав, поскольку в материалы дела истцом представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие факт трудовой деятельности Ф. в спорный период на территории иностранного государства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зачет нестраховых периодов, имевших место за границей, в страховой стаж для назначения страховой пенсии
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)В частности, Закон Федеративной Республики Германии от 25 февраля 1960 г. "Об иностранных пенсиях" позволяет засчитывать в стаж для установления пенсии соотечественникам-переселенцам периоды прохождения военной службы и периоды ухода за детьми, имевшие место в стране прежнего места жительства <24>. Законодательство же Республики Казахстан среди периодов, учитываемых при подсчете трудового стажа, упоминает периоды трудовой деятельности в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине <25>. При этом формулировки, используемые казахстанским законодателем в отношении большинства периодов, называемых в отечественном законодательстве иными, не содержат прямой привязки к территории Республики Казахстан, однако отсутствие доступа к правоприменительной практике казахстанских органов пенсионного обеспечения не позволяет сделать однозначный вывод о возможности зачета в трудовой стаж, например, периода ухода за ребенком, имевшего место за границей.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)В частности, Закон Федеративной Республики Германии от 25 февраля 1960 г. "Об иностранных пенсиях" позволяет засчитывать в стаж для установления пенсии соотечественникам-переселенцам периоды прохождения военной службы и периоды ухода за детьми, имевшие место в стране прежнего места жительства <24>. Законодательство же Республики Казахстан среди периодов, учитываемых при подсчете трудового стажа, упоминает периоды трудовой деятельности в стране выбытия этнических казахов, прибывших в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на исторической родине <25>. При этом формулировки, используемые казахстанским законодателем в отношении большинства периодов, называемых в отечественном законодательстве иными, не содержат прямой привязки к территории Республики Казахстан, однако отсутствие доступа к правоприменительной практике казахстанских органов пенсионного обеспечения не позволяет сделать однозначный вывод о возможности зачета в трудовой стаж, например, периода ухода за ребенком, имевшего место за границей.
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Международные договоры, построенные по территориальному принципу, предполагают взаимный учет (признание) сторонами стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон. При этом определение состава и продолжительности трудового (страхового) стажа осуществляется по общему правилу <6> в соответствии с законодательством государства, назначающего пенсию. Так, подсчет страхового стажа, приобретенного гражданином на территории Грузии, Литвы, Молдовы или одного из государств, входящих в Евразийский экономический союз (применительно к периодам до 1 января 2021 г.), в случае переселения гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию будет производиться по нормам российского законодательства. Означает ли это, что любой из названных в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2023 г.) "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) нестраховых периодов, имевший место в государстве - участнике "территориального" договора, будет засчитан в страховой стаж по российскому законодательству? Возможно ли с помощью международного договора территориального типа преодолеть заложенные в российском законодательстве ограничения по зачету в страховой стаж "иностранных" нестраховых периодов? Может ли, например, период военной службы в Вооруженных силах Республики Казахстан стать частью страхового стажа при определении права на российскую страховую пенсию?
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Международные договоры, построенные по территориальному принципу, предполагают взаимный учет (признание) сторонами стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон. При этом определение состава и продолжительности трудового (страхового) стажа осуществляется по общему правилу <6> в соответствии с законодательством государства, назначающего пенсию. Так, подсчет страхового стажа, приобретенного гражданином на территории Грузии, Литвы, Молдовы или одного из государств, входящих в Евразийский экономический союз (применительно к периодам до 1 января 2021 г.), в случае переселения гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию будет производиться по нормам российского законодательства. Означает ли это, что любой из названных в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2023 г.) "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) нестраховых периодов, имевший место в государстве - участнике "территориального" договора, будет засчитан в страховой стаж по российскому законодательству? Возможно ли с помощью международного договора территориального типа преодолеть заложенные в российском законодательстве ограничения по зачету в страховой стаж "иностранных" нестраховых периодов? Может ли, например, период военной службы в Вооруженных силах Республики Казахстан стать частью страхового стажа при определении права на российскую страховую пенсию?
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)
(ред. от 29.12.2010)
(Извлечение)13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)
(ред. от 29.12.2010)
(Извлечение)13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
<Информация> СФР
"Стаж работы в странах ЕАЭС учитывается для назначения пенсии в России только при его подтверждении"При определении права на пенсию и исчислении ее размера на территории России учитывается стаж работы, приобретенный на территории любой из стран ЕАЭС. Но в зависимости от периода, когда этот стаж был приобретен, процедуры учета немного отличаются. Это обусловлено историческими изменениями государственного устройства, а также трансформацией принципов пенсионного обеспечения граждан. Так, стаж работы до 13 марта 1992 года учитывается Соцфондом без каких-либо подтверждений. Уточнению подлежат только случаи, когда в трудовой книжке нет соответствующей записи, либо там имеются исправления или неточности. Стаж работы за период с 13 марта 1992 года до 1 января 2021 года нужно подтвердить в обязательном порядке. Если в это время человек, например, трудился несколько лет в Казахстане или Армении, то Социальный фонд России обратится за подтверждением этих сведений в соответствующий компетентный орган государства - участника Соглашения ЕАЭС. Подтвержденный стаж за этот период суммируется с российским стажем и учитывается фондом при определении права на пенсию и исчислении ее размера.
"Стаж работы в странах ЕАЭС учитывается для назначения пенсии в России только при его подтверждении"При определении права на пенсию и исчислении ее размера на территории России учитывается стаж работы, приобретенный на территории любой из стран ЕАЭС. Но в зависимости от периода, когда этот стаж был приобретен, процедуры учета немного отличаются. Это обусловлено историческими изменениями государственного устройства, а также трансформацией принципов пенсионного обеспечения граждан. Так, стаж работы до 13 марта 1992 года учитывается Соцфондом без каких-либо подтверждений. Уточнению подлежат только случаи, когда в трудовой книжке нет соответствующей записи, либо там имеются исправления или неточности. Стаж работы за период с 13 марта 1992 года до 1 января 2021 года нужно подтвердить в обязательном порядке. Если в это время человек, например, трудился несколько лет в Казахстане или Армении, то Социальный фонд России обратится за подтверждением этих сведений в соответствующий компетентный орган государства - участника Соглашения ЕАЭС. Подтвержденный стаж за этот период суммируется с российским стажем и учитывается фондом при определении права на пенсию и исчислении ее размера.