Пенсионный возраст в белоруссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионный возраст в белоруссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.05.2022 N 33-928/2022 по делу N 2-1236/2021
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, дающих право на назначение страховой пенсии по старости.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.С учетом указанных норм права, вопреки доводам жалобы ответчика, судом первой инстанции обоснованно признана правомерность исковых требований прокурора и истца на наличие самого права на назначение пенсии со снижением возраста с учетом периода проживания на территории г. Б. Республики Беларусь, отнесенной к территории, подвергшейся заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а именно: к зоне проживания с правом на отселение по законодательству Республики Беларусь, аналогичной по своему статусу и степени заражения зоне проживания с правом на отселения на территории Российской Федерации; к зоне проживания с периодическим радиационным контролем по законодательству Республики Беларусь, аналогичной по своему статусу и степени заражения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Надлежащими доказательствами данные обстоятельства ответчиком не были оспорены.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, дающих право на назначение страховой пенсии по старости.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.С учетом указанных норм права, вопреки доводам жалобы ответчика, судом первой инстанции обоснованно признана правомерность исковых требований прокурора и истца на наличие самого права на назначение пенсии со снижением возраста с учетом периода проживания на территории г. Б. Республики Беларусь, отнесенной к территории, подвергшейся заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а именно: к зоне проживания с правом на отселение по законодательству Республики Беларусь, аналогичной по своему статусу и степени заражения зоне проживания с правом на отселения на территории Российской Федерации; к зоне проживания с периодическим радиационным контролем по законодательству Республики Беларусь, аналогичной по своему статусу и степени заражения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Надлежащими доказательствами данные обстоятельства ответчиком не были оспорены.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 N 88-6111/2024 (УИД 58RS0018-01-2023-000982-02)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением ОПФР истцу было отказано в установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия удостоверения об отнесении к определенной категории лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного уполномоченными Правительством Российской Федерации органами.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания истца на территории Гомельского района и г. Гомель Республики Беларусь, отнесенной к территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Установив, что общая продолжительность проживания А. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 13 лет 1 месяц 15 дней, суд пришел к выводу о наличии у нее права на назначение пенсии со снижением возраста на 3 года. Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии А. постоянно проживала на территории Российской Федерации, имея вид на жительство в Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязал ответчика назначить ей пенсию с даты первичного обращения в пенсионный орган.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением ОПФР истцу было отказано в установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по причине отсутствия удостоверения об отнесении к определенной категории лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного уполномоченными Правительством Российской Федерации органами.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания истца на территории Гомельского района и г. Гомель Республики Беларусь, отнесенной к территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Установив, что общая продолжительность проживания А. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 13 лет 1 месяц 15 дней, суд пришел к выводу о наличии у нее права на назначение пенсии со снижением возраста на 3 года. Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии А. постоянно проживала на территории Российской Федерации, имея вид на жительство в Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязал ответчика назначить ей пенсию с даты первичного обращения в пенсионный орган.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пенсионная реформа в Российской Федерации: ожидания и результаты
(Зарипова А.Р., Хамитова Г.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 3)В Республике Беларусь <8> пенсионный возраст в 2017 г. равнялся 60,5 года для мужчин и 55,5 года - для женщин. По сведениям Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходился 61 пенсионер. Тем не менее Министерство труда Республики Беларусь и национальная статистическая служба уже в это время утверждали, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе возрастет как в абсолютном, так и в относительном количестве. Поэтому начиная с января 2017 г. возраст выхода на пенсию в республике стал возрастать на полгода. К началу 2022 г. пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 - для мужчин. Сверх того, каждый год на полгода будет возрастать стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту.
(Зарипова А.Р., Хамитова Г.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 3)В Республике Беларусь <8> пенсионный возраст в 2017 г. равнялся 60,5 года для мужчин и 55,5 года - для женщин. По сведениям Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходился 61 пенсионер. Тем не менее Министерство труда Республики Беларусь и национальная статистическая служба уже в это время утверждали, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе возрастет как в абсолютном, так и в относительном количестве. Поэтому начиная с января 2017 г. возраст выхода на пенсию в республике стал возрастать на полгода. К началу 2022 г. пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 - для мужчин. Сверх того, каждый год на полгода будет возрастать стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Правовые системы многих демократических государств, в том числе России, не были готовы к пандемии коронавируса <18>. Согласимся с Е.В. Лунгу, которая указывает, что признание и соблюдение прав и свобод человека, в том числе прав лиц пенсионного возраста, подверглись испытанию на прочность в различных государствах в период пандемии COVID-19 <19>. Некоторые государства, такие как Швеция, Белоруссия, Япония, Гонконг, Мексика, Бразилия, отказались вводить карантин и принимать меры, связанные с профилактикой распространения вируса (самоизоляция, удаленная форма работы) либо данные меры были достаточно гибкими (удаленная форма обучения) <20>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Правовые системы многих демократических государств, в том числе России, не были готовы к пандемии коронавируса <18>. Согласимся с Е.В. Лунгу, которая указывает, что признание и соблюдение прав и свобод человека, в том числе прав лиц пенсионного возраста, подверглись испытанию на прочность в различных государствах в период пандемии COVID-19 <19>. Некоторые государства, такие как Швеция, Белоруссия, Япония, Гонконг, Мексика, Бразилия, отказались вводить карантин и принимать меры, связанные с профилактикой распространения вируса (самоизоляция, удаленная форма работы) либо данные меры были достаточно гибкими (удаленная форма обучения) <20>.
Нормативные акты
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006
"О сотрудничестве в области социального обеспечения"3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям;
"О сотрудничестве в области социального обеспечения"3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям;