Пенсия после 80 лет
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсия после 80 лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 по делу N 88-2974/2024, 2-154/2023 (УИД 43RS0035-01-2023-000150-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды прохождения действительной военной службы и периоды работы; 3) О досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему неправомерно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Отказывая в удовлетворении требования в части включения в стаж периода работы истца с 1 января 1992 года по 2 апреля 1995 года в качестве водителя автомобиля, занятого сбором и перевозкой трупов животных на Советском заводе по производству мясокостной муки, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела документами не подтверждается занятость истца на вышеуказанных работах в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) после 1 января 1992 года, в связи с чем суд включил в специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период работы на Советском ветсанутильзаводе по производству мясокостной муки в качестве водителя автомобиля, занятого сбором и перевозкой трупов животных, частично - с 6 марта 1985 года по 31 декабря 1991 года, исключив из данного периода сентябрь 1989 года, за который отсутствуют сведения о начислении истцу заработной платы.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды прохождения действительной военной службы и периоды работы; 3) О досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему неправомерно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Отказывая в удовлетворении требования в части включения в стаж периода работы истца с 1 января 1992 года по 2 апреля 1995 года в качестве водителя автомобиля, занятого сбором и перевозкой трупов животных на Советском заводе по производству мясокостной муки, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела документами не подтверждается занятость истца на вышеуказанных работах в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) после 1 января 1992 года, в связи с чем суд включил в специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период работы на Советском ветсанутильзаводе по производству мясокостной муки в качестве водителя автомобиля, занятого сбором и перевозкой трупов животных, частично - с 6 марта 1985 года по 31 декабря 1991 года, исключив из данного периода сентябрь 1989 года, за который отсутствуют сведения о начислении истцу заработной платы.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2024 N 88-13946/2024 (УИД 59RS0035-01-2023-002869-11)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконными действий по предоставлению в пенсионный орган недостоверных (неполных) сведений за период работы.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате незаконных действий работодателя нарушено его право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.Судом указано, что представленная истцом в качестве доказательства карта аттестации рабочего места по условиям труда N 07-80 по должности "слесарь-ремонтник" не свидетельствует о том, что в спорный период с 29 июля 2002 года по 10 июня 2013 года истец был занят на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поскольку данная аттестация была проведена 23 октября 2013 года, то есть уже после перевода истца на иную должность. Кроме того, из содержания карты аттестации рабочего места по условиям труда N 07-80 следует, что аттестация проводилась по должности "слесарь-ремонтник", "наименование структурного подразделения: цех N 7 - Мехслужба-Мехслужба по обслуживанию 2 отделения", однако в материалах дела не имеется и истцом не представлено доказательств, которые бы объективно свидетельствовали о том, что он, занимая должность "слесаря-ремонтника" цеха N 7 ОАО "Соликамский магниевый завод", относился именно к структурному подразделению "цех N 7 - Мехслужба-Мехслужба по обслуживанию 2 отделения".
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконными действий по предоставлению в пенсионный орган недостоверных (неполных) сведений за период работы.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате незаконных действий работодателя нарушено его право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.Судом указано, что представленная истцом в качестве доказательства карта аттестации рабочего места по условиям труда N 07-80 по должности "слесарь-ремонтник" не свидетельствует о том, что в спорный период с 29 июля 2002 года по 10 июня 2013 года истец был занят на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поскольку данная аттестация была проведена 23 октября 2013 года, то есть уже после перевода истца на иную должность. Кроме того, из содержания карты аттестации рабочего места по условиям труда N 07-80 следует, что аттестация проводилась по должности "слесарь-ремонтник", "наименование структурного подразделения: цех N 7 - Мехслужба-Мехслужба по обслуживанию 2 отделения", однако в материалах дела не имеется и истцом не представлено доказательств, которые бы объективно свидетельствовали о том, что он, занимая должность "слесаря-ремонтника" цеха N 7 ОАО "Соликамский магниевый завод", относился именно к структурному подразделению "цех N 7 - Мехслужба-Мехслужба по обслуживанию 2 отделения".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как произвести перерасчет страховой пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. С 01.01.2025 с учетом решения о дополнительном увеличении фиксированной выплаты размер выплаты для них составляет 17 815,40 руб., без учета районных коэффициентов (условно - доплата к пенсии после 80 лет). Также пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, с 01.01.2025 устанавливается надбавка на уход путем дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Размер такой надбавки с указанной даты составляет 1 314 руб. (без учета районных коэффициентов). Отметим, что ежегодная февральская и апрельская индексация фиксированной выплаты приостановлена до 01.01.2026 (ч. 1, 8 ст. 16, ч. 1, 2.1, 9 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 8, 13 ст. 10 Закона N 350-ФЗ; пп. "а" п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 23.01.2025 N 34);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. С 01.01.2025 с учетом решения о дополнительном увеличении фиксированной выплаты размер выплаты для них составляет 17 815,40 руб., без учета районных коэффициентов (условно - доплата к пенсии после 80 лет). Также пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, с 01.01.2025 устанавливается надбавка на уход путем дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Размер такой надбавки с указанной даты составляет 1 314 руб. (без учета районных коэффициентов). Отметим, что ежегодная февральская и апрельская индексация фиксированной выплаты приостановлена до 01.01.2026 (ч. 1, 8 ст. 16, ч. 1, 2.1, 9 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 8, 13 ст. 10 Закона N 350-ФЗ; пп. "а" п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 23.01.2025 N 34);
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Поскольку при исчислении размера пенсии подлежит применению законодательство государства, в котором гражданин постоянно проживает, зачет в страховой стаж иного периода, имевшего место в государстве - участнике "территориального" международного договора, должен влечь за собой и учет таких периодов при определении размера пенсии. Применительно к российскому законодательству это означает, что из тех "зарубежных" нестраховых периодов, которые могут быть зачтены в страховой стаж на основании "территориального" международного договора, после 1 января 2002 г. при определении размера страховой пенсии должны учитываться период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, период ухода за гражданином, достигшим возраста 80 лет, инвалидом I группы и ребенком-инвалидом, если инвалидность установлена российским учреждением медико-социальной экспертизы, а также период проживания с супругом-военнослужащим <22>.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Поскольку при исчислении размера пенсии подлежит применению законодательство государства, в котором гражданин постоянно проживает, зачет в страховой стаж иного периода, имевшего место в государстве - участнике "территориального" международного договора, должен влечь за собой и учет таких периодов при определении размера пенсии. Применительно к российскому законодательству это означает, что из тех "зарубежных" нестраховых периодов, которые могут быть зачтены в страховой стаж на основании "территориального" международного договора, после 1 января 2002 г. при определении размера страховой пенсии должны учитываться период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, период ухода за гражданином, достигшим возраста 80 лет, инвалидом I группы и ребенком-инвалидом, если инвалидность установлена российским учреждением медико-социальной экспертизы, а также период проживания с супругом-военнослужащим <22>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования""3. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".";
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования""3. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".";
Постановление Правления ПФ РФ от 28.06.2021 N 232п
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от зарегистрированных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2021 N 64982)о заработке до 1 января 2002 года для исчисления размера страховой пенсии;
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от зарегистрированных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2021 N 64982)о заработке до 1 января 2002 года для исчисления размера страховой пенсии;
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Что касается определения фактора здоровья, имеющего при дифференцированном подходе к определению пенсионного возраста ключевое значение, то потребуется отказаться от использования как групп инвалидности, так и степеней ограничения способности к трудовой деятельности и перейти на определение процента утраты трудоспособности, как это делается для целей получения страховой выплаты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Утрата трудоспособности на 100% означает инвалидность, поэтому "фактор здоровья" целесообразно установить на уровне не менее 80% утраты трудоспособности. Такой фактор позволит выйти на пенсию в 60 лет. Соответственно 75% - в 61 год, 70% - в 62, 65% - в 63, 60% - в 64. Таким образом, если после достижения возраста 60 лет производительность работника резко и существенно снизилась, то у него будет право через механизм индивидуального освидетельствования пропорционально проценту утраты трудоспособности снизить свой пенсионный возраст.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Что касается определения фактора здоровья, имеющего при дифференцированном подходе к определению пенсионного возраста ключевое значение, то потребуется отказаться от использования как групп инвалидности, так и степеней ограничения способности к трудовой деятельности и перейти на определение процента утраты трудоспособности, как это делается для целей получения страховой выплаты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Утрата трудоспособности на 100% означает инвалидность, поэтому "фактор здоровья" целесообразно установить на уровне не менее 80% утраты трудоспособности. Такой фактор позволит выйти на пенсию в 60 лет. Соответственно 75% - в 61 год, 70% - в 62, 65% - в 63, 60% - в 64. Таким образом, если после достижения возраста 60 лет производительность работника резко и существенно снизилась, то у него будет право через механизм индивидуального освидетельствования пропорционально проценту утраты трудоспособности снизить свой пенсионный возраст.
Статья: Трудовые споры с работниками - пенсионерами и предпенсионерами
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 7)Стоит еще отметить, что в случае выхода на пенсию работник может уволиться по собственному желанию без двухнедельной отработки (в срок, указанный в его заявлении, ч. 3 ст. 80 ТК РФ).
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 7)Стоит еще отметить, что в случае выхода на пенсию работник может уволиться по собственному желанию без двухнедельной отработки (в срок, указанный в его заявлении, ч. 3 ст. 80 ТК РФ).