Перечень объектов без предоставления земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень объектов без предоставления земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в сфере регистрации прав на недвижимость (в т.ч. в области кадастрового учета): Заявитель не согласен с отказом в регистрации (приостановкой регистрации) права (доли в праве) собственности на недвижимость (кроме земли)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если в регистрации права на подземное сооружение отказано из-за отсутствия правоустанавливающего документа на землю - разрешением на строительство (разрешением на ввод в эксплуатацию), техническим паспортом, подтверждающими, что сооружение является линейным и оформление прав на землю не требуется (п. 8 ст. 90 ЗК РФ, Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если в регистрации права на подземное сооружение отказано из-за отсутствия правоустанавливающего документа на землю - разрешением на строительство (разрешением на ввод в эксплуатацию), техническим паспортом, подтверждающими, что сооружение является линейным и оформление прав на землю не требуется (п. 8 ст. 90 ЗК РФ, Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Исходя из совокупного анализа приведенных в подпункте 4 пункта 2 статьи 39.6, пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" положений, следует, что предоставление земельного участка в "упрощенном порядке", то есть без проведения торгов, осуществляется в ситуациях, когда имеется необходимость обеспечения прав на свободный доступ к электроэнергии конкретных субъектов в отношении объектов потребления электроэнергии, которые уже существуют или находятся в стадии строительства. Во всех иных случаях земельный участок должен предоставляться в общем порядке, то есть с соблюдением публичных процедур."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При рассмотрении спора в окружном арбитражном суде Управление заявило, что нарушение выразилось в том, что администрация неправомерно установила плату за выдачу разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, перечень которых определен постановлением Правительства РФ. Окружной арбитражный суд признал ошибочным сам подход, позволяющий считать, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, предусмотренных ст. 39.33 ЗК РФ, должно осуществляться бесплатно. И далее суд по существу сформулировал правовую позицию для решения подобных вопросов. "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта, в том числе в форме разрешения, и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли при размещении объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 Земельного кодекса, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <19>.
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При рассмотрении спора в окружном арбитражном суде Управление заявило, что нарушение выразилось в том, что администрация неправомерно установила плату за выдачу разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, перечень которых определен постановлением Правительства РФ. Окружной арбитражный суд признал ошибочным сам подход, позволяющий считать, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, предусмотренных ст. 39.33 ЗК РФ, должно осуществляться бесплатно. И далее суд по существу сформулировал правовую позицию для решения подобных вопросов. "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта, в том числе в форме разрешения, и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли при размещении объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 Земельного кодекса, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <19>.
Готовое решение: Как выдается разрешение на размещение объектов на государственных или муниципальных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов можно размещать объекты, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов можно размещать объекты, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).