Перечень региональных налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень региональных налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о возложении на региональные государственные органы обязанности по включению принадлежащего налогоплательщику здания в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Региональный государственный орган возражал, что спорное здание составляет инфраструктуру общества, его помещения входят в состав объектов единого производственного комплекса, а в техническом паспорте отсутствуют помещения административного или коммерческого назначения. Суд отметил, что свыше 20 процентов площади здания составляют помещения, которые общество использует для оказания услуг населению и организациям, а также передает в аренду третьим лицам. Характер деятельности общества - оказание финансовых услуг - не подпадает под понятие производства и предполагает использование офисных помещений. С учетом положений ст. 378.2 НК РФ здание отвечало требованиям для включения в региональный перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Суд обязал уполномоченный орган включить принадлежащее налогоплательщику здание в перечень.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о возложении на региональные государственные органы обязанности по включению принадлежащего налогоплательщику здания в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Региональный государственный орган возражал, что спорное здание составляет инфраструктуру общества, его помещения входят в состав объектов единого производственного комплекса, а в техническом паспорте отсутствуют помещения административного или коммерческого назначения. Суд отметил, что свыше 20 процентов площади здания составляют помещения, которые общество использует для оказания услуг населению и организациям, а также передает в аренду третьим лицам. Характер деятельности общества - оказание финансовых услуг - не подпадает под понятие производства и предполагает использование офисных помещений. С учетом положений ст. 378.2 НК РФ здание отвечало требованиям для включения в региональный перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Суд обязал уполномоченный орган включить принадлежащее налогоплательщику здание в перечень.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Местные налоги и сборы" НК РФ"Статьями 13 - 15 НК РФ установлен исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В указанный перечень не включен утилизационный сбор, равно как и иные платежи, связанные с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Региональные налоги. Под региональными налогами понимаются налоги, которые вводятся на территориях соответствующих субъектов РФ законами данных субъектов <1>. Региональные налоги обязательны к уплате на их территориях, если иное не установлено федеральным налоговым законодательством. Перечень региональных налогов содержится в ст. 14 НК РФ. Налоги указанной группы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Региональные налоги. Под региональными налогами понимаются налоги, которые вводятся на территориях соответствующих субъектов РФ законами данных субъектов <1>. Региональные налоги обязательны к уплате на их территориях, если иное не установлено федеральным налоговым законодательством. Перечень региональных налогов содержится в ст. 14 НК РФ. Налоги указанной группы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.
Статья: Правосубъектность публично-правовых образований в аспекте налогового суверенитета Российского государства
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)На производный характер полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по установлению и введению налогов неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, и данный тезис достаточно подробно исследован в научной литературе <8>. В приведенных источниках отмечается, что "исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог". Представляется, что данный тезис требует уточнения.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)На производный характер полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по установлению и введению налогов неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, и данный тезис достаточно подробно исследован в научной литературе <8>. В приведенных источниках отмечается, что "исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог". Представляется, что данный тезис требует уточнения.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
(ред. от 17.11.2025)Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если по состоянию на 1 января 2024 г. объект включен в упомянутый выше региональный перечень, то налог в 2024 году исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта (используемое для определения налоговой базы по налогу значение кадастровой стоимости должно полностью соответствовать выражению ее значения, содержащемуся в ЕГРН, - Письмо ФНС России от 26.06.2023 N БС-4-21/8074@).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если по состоянию на 1 января 2024 г. объект включен в упомянутый выше региональный перечень, то налог в 2024 году исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта (используемое для определения налоговой базы по налогу значение кадастровой стоимости должно полностью соответствовать выражению ее значения, содержащемуся в ЕГРН, - Письмо ФНС России от 26.06.2023 N БС-4-21/8074@).
Статья: О практике налогообложения недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2024, N 11)В связи с тем что обложение налогом объектов по кадастровой стоимости обычно влечет уплату налога в большем размере, налогоплательщики нередко оспаривают включение их имущества в региональный перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости (далее - Перечень). Зачастую оспаривается факт наличия у объекта недвижимости характеристик торгового или офисного центра, а также факт использования его в деловых целях. В настоящей статье нас будет интересовать именно оспаривание факта включения имущества в Перечень. На основании анализа судебной практики попытаемся выяснить, что становится причиной подобных споров: дефекты федерального законодательства или же нюансы правоприменения. Представляется более вероятной вторая гипотеза, поскольку в рамках донастройки налогового законодательства <6> правила имущественного налогообложения организаций практически не подверглись изменениям. Также нужно сразу отметить, что если ранее в обзоры практики высших судов попадали в основном дела об оспаривании принадлежности имущества к категории движимого или недвижимого, то в 2022 - 2024 годах в обзорах появилось существенное количество дел об оспаривании факта включения объектов недвижимости в региональные Перечни.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2024, N 11)В связи с тем что обложение налогом объектов по кадастровой стоимости обычно влечет уплату налога в большем размере, налогоплательщики нередко оспаривают включение их имущества в региональный перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости (далее - Перечень). Зачастую оспаривается факт наличия у объекта недвижимости характеристик торгового или офисного центра, а также факт использования его в деловых целях. В настоящей статье нас будет интересовать именно оспаривание факта включения имущества в Перечень. На основании анализа судебной практики попытаемся выяснить, что становится причиной подобных споров: дефекты федерального законодательства или же нюансы правоприменения. Представляется более вероятной вторая гипотеза, поскольку в рамках донастройки налогового законодательства <6> правила имущественного налогообложения организаций практически не подверглись изменениям. Также нужно сразу отметить, что если ранее в обзоры практики высших судов попадали в основном дела об оспаривании принадлежности имущества к категории движимого или недвижимого, то в 2022 - 2024 годах в обзорах появилось существенное количество дел об оспаривании факта включения объектов недвижимости в региональные Перечни.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамПеречень региональных налогов содержится в ст. 14 НК РФ, а местных - в ст. 15 НК РФ.
Статья: Формирование перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании данных об их фактическом использовании: правоприменительная практика и правовые позиции судов
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р., Щукин Ф.В.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Ключевые слова: налог на имущество, налоговая база, объекты недвижимости, перечень объектов недвижимого имущества, фактическое использование, региональное законодательство о налоге на имущество, правовые позиции судов.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р., Щукин Ф.В.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Ключевые слова: налог на имущество, налоговая база, объекты недвижимости, перечень объектов недвижимого имущества, фактическое использование, региональное законодательство о налоге на имущество, правовые позиции судов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть признаны реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ также отмечается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Таким образом, принцип экономической обоснованности выражается и в идее однократности налогообложения. Между тем эта идея не всегда реализуется в конкретных положениях законодательства о налогах и сборах. Так, сравнительный анализ объекта налогообложения по НДС (ст. 146 НК РФ) и объекта налогообложения по ранее действовавшему налогу с продаж свидетельствует о том, что они обладали весьма сходными экономическими характеристиками. Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П пришел к выводу о том, что само по себе дополнение перечня региональных налогов налогом с продаж, исходя из принципов разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не противоречит Конституции. При этом суд не проверял выполнение законодателем требований экономической обоснованности налогообложения, придя к выводу о том, что оценка экономической целесообразности установления данного налога в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть признаны реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ также отмечается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Таким образом, принцип экономической обоснованности выражается и в идее однократности налогообложения. Между тем эта идея не всегда реализуется в конкретных положениях законодательства о налогах и сборах. Так, сравнительный анализ объекта налогообложения по НДС (ст. 146 НК РФ) и объекта налогообложения по ранее действовавшему налогу с продаж свидетельствует о том, что они обладали весьма сходными экономическими характеристиками. Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П пришел к выводу о том, что само по себе дополнение перечня региональных налогов налогом с продаж, исходя из принципов разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не противоречит Конституции. При этом суд не проверял выполнение законодателем требований экономической обоснованности налогообложения, придя к выводу о том, что оценка экономической целесообразности установления данного налога в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит.