Передача объектов религиозного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача объектов религиозного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 N 13АП-29144/2023 по делу N А56-16689/2023
Категория: Споры в сфере управления и контроля за федеральным имуществом.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в передаче помещений; 2) Об обязании принять решение о передаче помещений.
Обстоятельства: Отказ обусловлен тем, что испрашиваемые религиозной организацией помещения не могут быть предметом договора безвозмездного пользования, т.к. не были индивидуализированы надлежащим образом, а также в связи с тем, что часть испрашиваемых помещений относится к имуществу религиозного назначения, а часть помещений исторически не использовалась под цели религиозного назначения, в связи с чем такие помещения не могут быть отнесены к имуществу религиозного назначения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 N 305-ЭС18-1323, а также в "Обзоре судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022.
Категория: Споры в сфере управления и контроля за федеральным имуществом.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в передаче помещений; 2) Об обязании принять решение о передаче помещений.
Обстоятельства: Отказ обусловлен тем, что испрашиваемые религиозной организацией помещения не могут быть предметом договора безвозмездного пользования, т.к. не были индивидуализированы надлежащим образом, а также в связи с тем, что часть испрашиваемых помещений относится к имуществу религиозного назначения, а часть помещений исторически не использовалась под цели религиозного назначения, в связи с чем такие помещения не могут быть отнесены к имуществу религиозного назначения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 N 305-ЭС18-1323, а также в "Обзоре судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2024 N 04АП-963/2024 по делу N А19-27386/2023
Требование: О признании незаконным решения об отказе в передаче спорного объекта в собственность заявителя.
Решение: Требование удовлетворено.Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2018 года N 305-ЭС18-1323.
Требование: О признании незаконным решения об отказе в передаче спорного объекта в собственность заявителя.
Решение: Требование удовлетворено.Для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение истребуемого имущества, то есть функциональная предопределенность использования имущества для конкретных целей (в рассматриваемом случае - для религиозных целей), выраженная в его архитектурных или технических особенностях. При этом из системного толкования правоустанавливающих норм следует, что цель использования должна определяться на момент строительства объекта недвижимости, а не на момент обращения религиозной организации с заявлением в уполномоченный орган. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2018 года N 305-ЭС18-1323.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Передача государственного имущества Русской православной церкви: проблемы толкования законов и анализ судебной практики
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)5 января 2010 г. состоялась встреча Председателя Правительства РФ со Святейшим Патриархом в присутствии министра культуры РФ и руководителя Росимущества, посвященная взаимодействию Российского государства и РПЦ при передаче объектов государственного имущества религиозного назначения - в том числе и таких, которые обладают "огромной культурной ценностью". После этой встречи работу над проектом закона, регламентирующего такую передачу, ускорили, и она приняла другой характер. Содержание проекта стали откровенно подгонять под интересы РПЦ. Процесс передачи Церкви государственного имущества предельно упростили. Органы управления культурой вовсе отстранили от участия в нем. Чтобы получить объект государственного имущества в свою собственность или безвозмездное пользование, религиозной организации достаточно было подать заявление в территориальный орган Росимущества с архивными документами, доказывающими, что он был построен для религиозных целей. Из проекта удалили нормы, запрещающие религиозным организациям в течение десяти лет изменять назначение полученного от государства имущества и передавать его третьим лицам, а также ограничения на сдачу его в аренду или продажу.
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)5 января 2010 г. состоялась встреча Председателя Правительства РФ со Святейшим Патриархом в присутствии министра культуры РФ и руководителя Росимущества, посвященная взаимодействию Российского государства и РПЦ при передаче объектов государственного имущества религиозного назначения - в том числе и таких, которые обладают "огромной культурной ценностью". После этой встречи работу над проектом закона, регламентирующего такую передачу, ускорили, и она приняла другой характер. Содержание проекта стали откровенно подгонять под интересы РПЦ. Процесс передачи Церкви государственного имущества предельно упростили. Органы управления культурой вовсе отстранили от участия в нем. Чтобы получить объект государственного имущества в свою собственность или безвозмездное пользование, религиозной организации достаточно было подать заявление в территориальный орган Росимущества с архивными документами, доказывающими, что он был построен для религиозных целей. Из проекта удалили нормы, запрещающие религиозным организациям в течение десяти лет изменять назначение полученного от государства имущества и передавать его третьим лицам, а также ограничения на сдачу его в аренду или продажу.
Статья: Порядок регулирования охраны памятников истории и культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Согласно подп. "б" п. 4 ст. 32 этого же закона требование о согласовании отчуждения имущества с Законодательным Собранием Красноярского края, предусмотренное п. 4 ст. 31 настоящего закона, не применяется в случаях безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со ст. 33 названного закона (за исключением передачи объектов религиозного назначения, являющихся объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Красноярского края).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Согласно подп. "б" п. 4 ст. 32 этого же закона требование о согласовании отчуждения имущества с Законодательным Собранием Красноярского края, предусмотренное п. 4 ст. 31 настоящего закона, не применяется в случаях безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со ст. 33 названного закона (за исключением передачи объектов религиозного назначения, являющихся объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Красноярского края).
"Обзор судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Уполномоченный орган, рассмотрев заявление и представленные с ним документы, отказал в такой передаче, сочтя, что спорный объект не отвечает критериям имущества религиозного назначения и используется в настоящее время как концертный зал. Религиозная организация не согласилась с принятым решением и оспорила его в суд.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Уполномоченный орган, рассмотрев заявление и представленные с ним документы, отказал в такой передаче, сочтя, что спорный объект не отвечает критериям имущества религиозного назначения и используется в настоящее время как концертный зал. Религиозная организация не согласилась с принятым решением и оспорила его в суд.