Переходный период для назначения пенсии

Подборка наиболее важных документов по запросу Переходный период для назначения пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 N 88-20252/2024
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 24, пункта 1 статьи 40 Закона Украины от 09.07.2002 года N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", статьи 62 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года N 1788 и пункта 1 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины N 637 от 12 августа 1993 года, пунктом 3 постановления Совета Министров ДНР от 10.01.2015 года N 1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчета) пенсии в ДНР в переходный период", исходил из того, что истцом при обращении в пенсионный орган были предоставлены трудовая книжка и справка (формы ОК-5), которые достоверно подтверждают факт работы истца, получение заработка и удержание страховых взносов.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2024 N 88-21163/2024 (УИД 24RS0013-01-2023-002340-50)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в установлении социальной пенсии по старости в связи с недостижением возраста 65 лет со ссылкой на пп. 5 п. 1 ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Аналогичное правило установлено в отношении граждан, которым по достижении соответствующего возраста устанавливается социальная пенсия по старости (ч. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)
- страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии в России. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Тут следует отметить, что есть лица, которые в настоящий момент выходят на пенсию (в переходный период, ранее пенсионный возраст законодательно был ниже.) Выход таких лиц на пенсию рассчитывается в индивидуальном порядке в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях", поэтапное повышение изложено в приложении N 6 и разбито по годам рождения;
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
В переходный период необходимый стаж для назначения страховой пенсии должен повышаться с 5 до 15 лет постепенно в течение 10 лет. Так, в 2015 году он должен составлять не менее 6 лет; в 2016 г. - не менее 7 лет; в 2017 г. - не менее 8 лет; в 2018 г. - не менее 9 лет; в 2019 г. - не менее 10 лет; в 2020 г. - не менее 11 лет; в 2021 г. - не менее 12 лет; в 2022 г. - не менее 13 лет; в 2023 г. - не менее 14 лет; в 2024 г. и последующих годах - не менее 15 лет.

Нормативные акты

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2019 года"Осуществленное законодателем повышение пенсионного возраста, безусловно, затрагивает права и законные интересы застрахованных лиц, поскольку получение пенсии откладывается на определенный период в зависимости от возраста на момент введения закона в действие, но само по себе оно не может расцениваться как лишение (отмена) права на пенсионное обеспечение или его умаление, притом что сохраняют свое значение страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент, а их величина, влияющая на приобретение права на пенсию и ее размер, должна учитываться независимо от даты наступления пенсионного возраста (даты назначения пенсии). Кроме того, установлен переходный период для адаптации к вносимым изменениям, закреплены гарантии увеличения размера страховой пенсии по старости и предусмотрены законодательные меры, призванные смягчить последствия введения нового правового регулирования, адресованные прежде всего гражданам, которые в ближайшие годы могли бы реализовать право на назначение пенсии согласно законодательству, действовавшему до 31 декабря 2018 года включительно.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2024 года"Конституционный Суд со ссылкой на ранее выраженные правовые позиции, в частности в Постановлении от 27 ноября 2017 года N 33-П, отметил, что правовое регулирование обеспечивало возможность реализации гражданами, проживающими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в полном объеме пенсионных прав, приобретенных на момент окончания переходного периода (т.е. по состоянию на 31 декабря 2014 года) и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней.