Перенос дня голосования по конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Перенос дня голосования по конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие права вопреки закону (contra legem) на основе правовой максимы "закон не требует невозможного"
(Гамбарян А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)По мнению большинства судей, Конституционный Суд не вправе освобождать Избирательную комиссию от конституционной обязанности по проведению выборов в течение 90 дней после окончания пятилетнего срока полномочий муниципальных органов власти. По мнению Суда, в рассматриваемом случае максима lex non cogit ad impossibilia не применима ни с юридической, ни с фактической точки зрения. В частности, как следует из фактических обстоятельств дела, Комиссия не считает практически невозможным проведение выборов. Она начала подготовку к октябрьским выборам задолго до того, как обратилась в Суд, заверив его в том, что в случае отказа от переноса выборов они состоятся в установленный день. В свою очередь, если есть весомые основания полагать, что существуют обстоятельства, препятствующие проведению свободных и справедливых выборов в указанный срок, решение о переносе выборов должно приниматься парламентом путем внесения поправок в Конституцию [17, с. 4 - 14].
(Гамбарян А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)По мнению большинства судей, Конституционный Суд не вправе освобождать Избирательную комиссию от конституционной обязанности по проведению выборов в течение 90 дней после окончания пятилетнего срока полномочий муниципальных органов власти. По мнению Суда, в рассматриваемом случае максима lex non cogit ad impossibilia не применима ни с юридической, ни с фактической точки зрения. В частности, как следует из фактических обстоятельств дела, Комиссия не считает практически невозможным проведение выборов. Она начала подготовку к октябрьским выборам задолго до того, как обратилась в Суд, заверив его в том, что в случае отказа от переноса выборов они состоятся в установленный день. В свою очередь, если есть весомые основания полагать, что существуют обстоятельства, препятствующие проведению свободных и справедливых выборов в указанный срок, решение о переносе выборов должно приниматься парламентом путем внесения поправок в Конституцию [17, с. 4 - 14].
Статья: Институт предварительного конституционного контроля законов в конституционной истории России: есть ли преемственность?
(Галяева И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 1)В своей практике Конституционный Суд РФ придерживался той концепции непринятия предварительного контроля, которая была заложена Конституцией 1993 года и Федеральным конституционным законом. Так, в делах, в которых запрашивалось толкование конституционных норм и в это же время на рассмотрении парламента находился связанный с запросом законопроект, Конституционный Суд отказывал в принятии запроса по причине недопустимости осуществления предварительного контроля конституционности законов <59>. Лишь в деле о возможности сокращения срока полномочий Государственной Думы из-за переноса дня голосования с декабря на сентябрь 2016 года Конституционный Суд уточнил вышеуказанную позицию и указал, что запрос является допустимым в случае, когда вопрос о толковании является "принципиальным с точки зрения конституционной допустимости концепции, то есть самой идеи, того или иного законодательного решения, а в понимании содержащихся в соответствующих нормах Конституции РФ предписаний - применительно к поставленному вопросу - действительно имеется неопределенность" <60>.
(Галяева И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 1)В своей практике Конституционный Суд РФ придерживался той концепции непринятия предварительного контроля, которая была заложена Конституцией 1993 года и Федеральным конституционным законом. Так, в делах, в которых запрашивалось толкование конституционных норм и в это же время на рассмотрении парламента находился связанный с запросом законопроект, Конституционный Суд отказывал в принятии запроса по причине недопустимости осуществления предварительного контроля конституционности законов <59>. Лишь в деле о возможности сокращения срока полномочий Государственной Думы из-за переноса дня голосования с декабря на сентябрь 2016 года Конституционный Суд уточнил вышеуказанную позицию и указал, что запрос является допустимым в случае, когда вопрос о толковании является "принципиальным с точки зрения конституционной допустимости концепции, то есть самой идеи, того или иного законодательного решения, а в понимании содержащихся в соответствующих нормах Конституции РФ предписаний - применительно к поставленному вопросу - действительно имеется неопределенность" <60>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 18-П
"По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации"Исходя из этого, как полагает Совет Федерации, статьи 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации не исключают возможность однократного незначительного в месячном выражении сокращения срока полномочий Государственной Думы текущего созыва в конституционно значимых целях, в частности в целях переноса даты очередных выборов Государственной Думы на единый день голосования (тем более что Конституционный Суд Российской Федерации ранее в своих решениях признавал, что синхронизация сроков проведения выборов, совмещение дней голосования на выборах разного уровня и введение единого дня голосования могут служить достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
"По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации"Исходя из этого, как полагает Совет Федерации, статьи 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации не исключают возможность однократного незначительного в месячном выражении сокращения срока полномочий Государственной Думы текущего созыва в конституционно значимых целях, в частности в целях переноса даты очередных выборов Государственной Думы на единый день голосования (тем более что Конституционный Суд Российской Федерации ранее в своих решениях признавал, что синхронизация сроков проведения выборов, совмещение дней голосования на выборах разного уровня и введение единого дня голосования могут служить достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).