Перенос единого дня голосования по конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Перенос единого дня голосования по конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нельзя объять необъятное: предмет доказывания в конституционном судебном процессе (на примере России и США)
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2017, N 3)После 1 июля 2015 года в этот вопрос была внесена ясность, поскольку, рассматривая дело о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) российской Конституции <98>, Конституционный Суд определил условия, при соблюдении которых допустимо сокращение реального срока полномочий Государственной Думы, и тем самым де-факто осуществил предварительный конституционный контроль законопроекта о переносе выборов депутатов Думы на единый день голосования. В своем Постановлении Конституционный Суд указал, что "федеральный законодатель вправе принять решение об изменении даты выборов, влекущее некоторое сокращение реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва, только если издержки такого решения в достаточной степени компенсируются значимостью преследуемых им целей, которые, хотя и относятся к сфере законодательного усмотрения, должны быть конституционно оправданными, а иные правовые средства их достижения отсутствуют или не лишены - в балансе конституционных ценностей - сопоставимых недостатков" <99>. Помимо этого, он подчеркнул, что перенос даты выборов должен быть осуществлен заблаговременно, носить исключительный (экстраординарный) характер и не превращаться в "организационно-правовое обыкновение". Не преминув оценить перенос даты выборов именно на единый день голосования, Конституционный Суд отметил, что проведение совмещенных выборов "приводит к заметным позитивным результатам, выражающимся в упорядочении электоральных циклов, экономии бюджетных средств, повышении явки избирателей и т.д.". Если бы конституционность федерального закона, сокращающего фактический срок полномочий Государственной Думы, проверялась до появления данного Постановления, то лица, участвующие в деле, нужно повторить, не имели бы ясных представлений о том, какие обстоятельства входят в предмет доказывания.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2017, N 3)После 1 июля 2015 года в этот вопрос была внесена ясность, поскольку, рассматривая дело о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) российской Конституции <98>, Конституционный Суд определил условия, при соблюдении которых допустимо сокращение реального срока полномочий Государственной Думы, и тем самым де-факто осуществил предварительный конституционный контроль законопроекта о переносе выборов депутатов Думы на единый день голосования. В своем Постановлении Конституционный Суд указал, что "федеральный законодатель вправе принять решение об изменении даты выборов, влекущее некоторое сокращение реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва, только если издержки такого решения в достаточной степени компенсируются значимостью преследуемых им целей, которые, хотя и относятся к сфере законодательного усмотрения, должны быть конституционно оправданными, а иные правовые средства их достижения отсутствуют или не лишены - в балансе конституционных ценностей - сопоставимых недостатков" <99>. Помимо этого, он подчеркнул, что перенос даты выборов должен быть осуществлен заблаговременно, носить исключительный (экстраординарный) характер и не превращаться в "организационно-правовое обыкновение". Не преминув оценить перенос даты выборов именно на единый день голосования, Конституционный Суд отметил, что проведение совмещенных выборов "приводит к заметным позитивным результатам, выражающимся в упорядочении электоральных циклов, экономии бюджетных средств, повышении явки избирателей и т.д.". Если бы конституционность федерального закона, сокращающего фактический срок полномочий Государственной Думы, проверялась до появления данного Постановления, то лица, участвующие в деле, нужно повторить, не имели бы ясных представлений о том, какие обстоятельства входят в предмет доказывания.
Статья: Обзор постановлений, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации
(Виноградов Т., Гребенщикова Я., Подоплелова О., Храмова Т.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2015, N 5)Позиция заявителя: указанные статьи Конституции РФ не исключают возможность однократного незначительного в месячном выражении сокращения срока полномочий Государственной Думы текущего созыва в конституционно значимых целях, в частности в целях переноса даты очередных выборов Государственной Думы на единый день голосования.
(Виноградов Т., Гребенщикова Я., Подоплелова О., Храмова Т.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2015, N 5)Позиция заявителя: указанные статьи Конституции РФ не исключают возможность однократного незначительного в месячном выражении сокращения срока полномочий Государственной Думы текущего созыва в конституционно значимых целях, в частности в целях переноса даты очередных выборов Государственной Думы на единый день голосования.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 18-П
"По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации"Исходя из этого, как полагает Совет Федерации, статьи 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации не исключают возможность однократного незначительного в месячном выражении сокращения срока полномочий Государственной Думы текущего созыва в конституционно значимых целях, в частности в целях переноса даты очередных выборов Государственной Думы на единый день голосования (тем более что Конституционный Суд Российской Федерации ранее в своих решениях признавал, что синхронизация сроков проведения выборов, совмещение дней голосования на выборах разного уровня и введение единого дня голосования могут служить достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
"По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации"Исходя из этого, как полагает Совет Федерации, статьи 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации не исключают возможность однократного незначительного в месячном выражении сокращения срока полномочий Государственной Думы текущего созыва в конституционно значимых целях, в частности в целях переноса даты очередных выборов Государственной Думы на единый день голосования (тем более что Конституционный Суд Российской Федерации ранее в своих решениях признавал, что синхронизация сроков проведения выборов, совмещение дней голосования на выборах разного уровня и введение единого дня голосования могут служить достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
Постановление СФ ФС РФ от 24.06.2015 N 216-СФ
"Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации"Как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации, изменение федерального законодательства в целях синхронизации сроков проведения выборов, совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования является достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Что касается Государственной Думы, то возможность корректировки регулирования срока ее полномочий в связи с введением единого дня голосования и проведением в этот день выборов всех уровней законодательством пока не предусматривалась.
"Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации"Как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации, изменение федерального законодательства в целях синхронизации сроков проведения выборов, совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования является достаточным основанием для продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Что касается Государственной Думы, то возможность корректировки регулирования срока ее полномочий в связи с введением единого дня голосования и проведением в этот день выборов всех уровней законодательством пока не предусматривалась.