Перенос объектов сетевого хозяйства при строительстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Перенос объектов сетевого хозяйства при строительстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФСтроительство, размещение инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, к которым, в частности, относится и объекты электросетевого хозяйства, к сетям инженерно-технического обеспечения, либо для цели организации электроснабжения населения, являются самостоятельными целями установления публичного сервитута. Аналогичным образом данные цели следует отличать от случаев строительства объектов федерального, регионального или местного значения или перенесения линейных объектов в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд, которые также предусмотрены в пункте 1 статьи 39.37 кодекса.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88А-2225/2023 по делу N 2а-3430/2022
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в изменении красных линий в районе земельного участка, обязании изменить красные линии.
Обстоятельства: Истица обратилась к ответчику с заявлением о подготовке документации по планировке территории с целью изменения красной линии в районе принадлежащего ей земельного участка, однако истице было отказано со ссылкой на то, что спорный земельный участок частично расположен в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, а также в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Решение: Отказано.При этом суд исходил из того, что перенос красной линий в районе спорного земельного участка приведет к нарушению градостроительных норм, может послужит угрозой обеспечения безопасного и безаварийного функционирования электрических сетей, безопасных условий эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также способствовать риску причинения вреда для окружающих. Факт прохождения красной линии через объект капитального строительства не является безусловным основанием для переноса красной линии, поскольку не препятствует пользованию объектом.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в изменении красных линий в районе земельного участка, обязании изменить красные линии.
Обстоятельства: Истица обратилась к ответчику с заявлением о подготовке документации по планировке территории с целью изменения красной линии в районе принадлежащего ей земельного участка, однако истице было отказано со ссылкой на то, что спорный земельный участок частично расположен в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, а также в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Решение: Отказано.При этом суд исходил из того, что перенос красной линий в районе спорного земельного участка приведет к нарушению градостроительных норм, может послужит угрозой обеспечения безопасного и безаварийного функционирования электрических сетей, безопасных условий эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также способствовать риску причинения вреда для окружающих. Факт прохождения красной линии через объект капитального строительства не является безусловным основанием для переноса красной линии, поскольку не препятствует пользованию объектом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Застройка земельного участка, занятого чужими инженерными сетями
(Хамидуллин М.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)<11> См.: Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2015 г. N 861-ПП "О порядке осуществления денежной компенсации городу Москве в связи со сносом инженерных сетей и сооружений, сооружений связи, линий связи и сетей связи, объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности города Москвы, осуществляемым в процессе строительства объектов капитального строительства" // Официальный сайт мэра Москвы. URL: http://www.mos.ru.
(Хамидуллин М.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)<11> См.: Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2015 г. N 861-ПП "О порядке осуществления денежной компенсации городу Москве в связи со сносом инженерных сетей и сооружений, сооружений связи, линий связи и сетей связи, объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности города Москвы, осуществляемым в процессе строительства объектов капитального строительства" // Официальный сайт мэра Москвы. URL: http://www.mos.ru.
Статья: Правовые проблемы определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности
(Красникова Л.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Таким образом, вопрос об определении понятий "граница балансовой принадлежности" и "граница эксплуатационной ответственности" должен разрешаться именно исходя из принципа однократности технологического присоединения, который состоит в необходимости учета физической природы и технических параметров процесса технологического присоединения как технологической операции, которая совершается однократно и не может быть изменена при последующей правовой динамике правоотношений. Анализ нормативно-правовых актов советского периода показал логичность, продуманность и профессиональный подход к разграничению границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и водоотведения между организациями ВКХ и абонентами, устанавливая их не на внешней границе стены объекта капитального строительства в части водоснабжения, а в части водоотведения по перовому смотровому колодцу, как это сформулировал российский законодатель, а включая в балансовую принадлежность абонентов наружные сети водоснабжения и водоотведения с сооружениями и устройствами на них до коммунальной системы водоснабжения и водоотведения. Считаем, что подход российского законодателя в определении понятий "границы балансовой принадлежности" и "границы эксплуатационной ответственности" с точки зрения принципа "Новое всегда лучше старого" является нецелесообразным, поскольку порождает включение в тариф расходов по содержанию спорных водопроводных и канализационных сетей, необходимых для функционирования только одного объекта капитального строительства за счет денежных средств физических и юридических лиц, не пользующихся данными сетями водоснабжения и водоотведения. Поэтому необходимо внести изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, определив понятие "границы балансовой принадлежности" как линию, проходящую в точке подключения наружных водопроводных и канализационных сетей объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
(Красникова Л.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Таким образом, вопрос об определении понятий "граница балансовой принадлежности" и "граница эксплуатационной ответственности" должен разрешаться именно исходя из принципа однократности технологического присоединения, который состоит в необходимости учета физической природы и технических параметров процесса технологического присоединения как технологической операции, которая совершается однократно и не может быть изменена при последующей правовой динамике правоотношений. Анализ нормативно-правовых актов советского периода показал логичность, продуманность и профессиональный подход к разграничению границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и водоотведения между организациями ВКХ и абонентами, устанавливая их не на внешней границе стены объекта капитального строительства в части водоснабжения, а в части водоотведения по перовому смотровому колодцу, как это сформулировал российский законодатель, а включая в балансовую принадлежность абонентов наружные сети водоснабжения и водоотведения с сооружениями и устройствами на них до коммунальной системы водоснабжения и водоотведения. Считаем, что подход российского законодателя в определении понятий "границы балансовой принадлежности" и "границы эксплуатационной ответственности" с точки зрения принципа "Новое всегда лучше старого" является нецелесообразным, поскольку порождает включение в тариф расходов по содержанию спорных водопроводных и канализационных сетей, необходимых для функционирования только одного объекта капитального строительства за счет денежных средств физических и юридических лиц, не пользующихся данными сетями водоснабжения и водоотведения. Поэтому необходимо внести изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, определив понятие "границы балансовой принадлежности" как линию, проходящую в точке подключения наружных водопроводных и канализационных сетей объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Нормативные акты
<Письмо> Минстроя России от 11.10.2021 N 43619-СМ/08
<О прохождении сетей инженерно-технического обеспечения по территории существующих объектов образования>В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации во исполнение пункта 2.2 Протокола заседания рабочей группы при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам нормативно-технического регулирования в строительстве, рассматривающей в том числе вопросы переустройства (переноса) инженерных коммуникаций для целей строительства, под председательством Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллина от 16 сентября 2021 года N 1023-ПРМ-ИФ по вопросу прохождения сетей инженерно-технического обеспечения по территории существующих объектов образования, Минстрой России сообщает следующее.
<О прохождении сетей инженерно-технического обеспечения по территории существующих объектов образования>В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации во исполнение пункта 2.2 Протокола заседания рабочей группы при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам нормативно-технического регулирования в строительстве, рассматривающей в том числе вопросы переустройства (переноса) инженерных коммуникаций для целей строительства, под председательством Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллина от 16 сентября 2021 года N 1023-ПРМ-ИФ по вопросу прохождения сетей инженерно-технического обеспечения по территории существующих объектов образования, Минстрой России сообщает следующее.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);