Переплата по страховым взносам до 2017
Подборка наиболее важных документов по запросу Переплата по страховым взносам до 2017 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Налогоплательщик, обладая сведениями о наличии переплаты по страховым взносам, обращался в ПФР с заявлением о проведении сверки расчетов. Учитывая, что о наличии переплаты по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 налогоплательщику было известно давно, суд пришел к выводу о пропуске срока на возврат.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Налогоплательщик, обладая сведениями о наличии переплаты по страховым взносам, обращался в ПФР с заявлением о проведении сверки расчетов. Учитывая, что о наличии переплаты по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 налогоплательщику было известно давно, суд пришел к выводу о пропуске срока на возврат.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Плательщик 25.03.2017 подал расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, отразив в нем в том числе сумму излишне уплаченных страховых взносов за январь - март 2014 года. 31.03.2017 плательщик подал заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, ПФР 07.06.2017 принял решение о возврате переплаты, которое не было исполнено. Плательщик обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа и обязать ПФР направить решение о возврате для исполнения в налоговый орган. ПФР против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на пропуск плательщиком трехлетнего срока для возврата переплаты, который следует исчислять с даты уплаты страховых взносов. Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, суд удовлетворил требования плательщика. Суд указал, что именно в момент составления и представления в Фонд соответствующей отчетности плательщик имеет возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами. Хотя переплата возникла в I квартале 2014 года (в момент излишней уплаты взносов), в соответствии с ч. 1, 2 ст. 10, п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок представления расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год - не позднее 16.02.2015 (15.02.2015 - воскресенье) и именно с этого момента начинает течь трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты. Фактически плательщик представил расчет с отражением спорных сумм страховых взносов 25.03.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов - 31.03.2017, заявление в суд - 22.08.2017, то есть в пределах трехлетнего срока давности для возврата переплаты.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Плательщик 25.03.2017 подал расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, отразив в нем в том числе сумму излишне уплаченных страховых взносов за январь - март 2014 года. 31.03.2017 плательщик подал заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, ПФР 07.06.2017 принял решение о возврате переплаты, которое не было исполнено. Плательщик обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа и обязать ПФР направить решение о возврате для исполнения в налоговый орган. ПФР против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на пропуск плательщиком трехлетнего срока для возврата переплаты, который следует исчислять с даты уплаты страховых взносов. Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, суд удовлетворил требования плательщика. Суд указал, что именно в момент составления и представления в Фонд соответствующей отчетности плательщик имеет возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами. Хотя переплата возникла в I квартале 2014 года (в момент излишней уплаты взносов), в соответствии с ч. 1, 2 ст. 10, п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок представления расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год - не позднее 16.02.2015 (15.02.2015 - воскресенье) и именно с этого момента начинает течь трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты. Фактически плательщик представил расчет с отражением спорных сумм страховых взносов 25.03.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов - 31.03.2017, заявление в суд - 22.08.2017, то есть в пределах трехлетнего срока давности для возврата переплаты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2021 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 4)С 01.01.2017 полномочия по контролю исчисления и уплаты страховых взносов переданы налоговым органам. Переходными положениями исключена возможность осуществления пенсионным фондом зачета переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, на налоговый орган данная обязанность также не возложена.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 4)С 01.01.2017 полномочия по контролю исчисления и уплаты страховых взносов переданы налоговым органам. Переходными положениями исключена возможность осуществления пенсионным фондом зачета переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, на налоговый орган данная обязанность также не возложена.
Статья: О некоторых вопросах, возникающих в практике арбитражных судов в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам с 1 января 2017 года
(Журавлева О.Р.)
("Арбитражные споры", 2020, N 1)Таким образом, позиция Пенсионного фонда о неисполнимости судебных актов о взыскании процентов на сумму излишне взысканных (уплаченных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, представляется ошибочной, поскольку не учитывает порядок взаимодействия Пенсионного фонда, налоговых органов и казначейства, определенный Законом N 250-ФЗ и ведомственными документами.
(Журавлева О.Р.)
("Арбитражные споры", 2020, N 1)Таким образом, позиция Пенсионного фонда о неисполнимости судебных актов о взыскании процентов на сумму излишне взысканных (уплаченных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, представляется ошибочной, поскольку не учитывает порядок взаимодействия Пенсионного фонда, налоговых органов и казначейства, определенный Законом N 250-ФЗ и ведомственными документами.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Законом N 212-ФЗ, учитывая, что спорные суммы излишне уплаченных страховых взносов, относящиеся к периоду до 1 января 2017 г., были заявлены обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, суды пришли к выводу, что указанные суммы не подлежат возврату обществу, поскольку в силу ограничения, установленного положениями п. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, в то время как зачет спорных сумм излишне уплаченных страховых взносов не является предметом рассмотрения настоящего дела. Как указали суды, несмотря на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ с 1 января 2017 г. Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу, и с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд регулируются гл. 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), переходные положения Закона N 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 1 января 2017 г., не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Законом N 212-ФЗ, учитывая, что спорные суммы излишне уплаченных страховых взносов, относящиеся к периоду до 1 января 2017 г., были заявлены обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, суды пришли к выводу, что указанные суммы не подлежат возврату обществу, поскольку в силу ограничения, установленного положениями п. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, в то время как зачет спорных сумм излишне уплаченных страховых взносов не является предметом рассмотрения настоящего дела. Как указали суды, несмотря на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ с 1 января 2017 г. Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу, и с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд регулируются гл. 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), переходные положения Закона N 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 1 января 2017 г., не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.