Перерасчет коммунальных платежей защита прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Перерасчет коммунальных платежей защита прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2024 N 88-18305/2024 (УИД 78RS0008-01-2022-002066-62)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: Об обязании произвести перерасчет платежей.
Обстоятельства: По мнению истицы, обязанность по внесению платы за ХВС и водоотведение у нее возникла, после заключения соответствующих договоров, обязанность по оплате ГВС отсутствует. Однако ответчик незаконно выставлял и продолжает выставлять счета-квитанции на оплату коммунальных платежей и услуг, в том числе ХВС, ГВС, водоотведение горячей и холодной воды.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В случае выявления оснований для полного или частичного удовлетворения требований истицы о перерасчете платы за коммунальные услуги судам в целях рассмотрения ее производных требований необходимо также дополнительно оценить основания для применения при разрешении спора законодательства о защите прав потребителей, принимая во внимание, что нежилое назначение помещения само по себе не исключает возможности его использования для удовлетворения личных нужд собственника, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а на доказательства фактического использования помещения в коммерческих целях ответчик не ссылался.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: Об обязании произвести перерасчет платежей.
Обстоятельства: По мнению истицы, обязанность по внесению платы за ХВС и водоотведение у нее возникла, после заключения соответствующих договоров, обязанность по оплате ГВС отсутствует. Однако ответчик незаконно выставлял и продолжает выставлять счета-квитанции на оплату коммунальных платежей и услуг, в том числе ХВС, ГВС, водоотведение горячей и холодной воды.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В случае выявления оснований для полного или частичного удовлетворения требований истицы о перерасчете платы за коммунальные услуги судам в целях рассмотрения ее производных требований необходимо также дополнительно оценить основания для применения при разрешении спора законодательства о защите прав потребителей, принимая во внимание, что нежилое назначение помещения само по себе не исключает возможности его использования для удовлетворения личных нужд собственника, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а на доказательства фактического использования помещения в коммерческих целях ответчик не ссылался.
Апелляционное определение Омского областного суда от 10.04.2024 N 33-2254/2024 (УИД 55RS0005-01-2023-004072-32)
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования абонента: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истцы указали, что ответчики допустили четыре факта нарушения прав истцов при обеспечении их как потребителей горячим водоснабжением, при этом каждое из этих событий имело длительный характер, продолжалось несколько дней.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Вопреки доводам жалобы АО "Омск РТС", то обстоятельство, что ответчик произвел перерасчет потребителям за период, в который поставка горячего водоснабжения была приостановлена, само по себе, не освобождает исполнителя коммунальных услуг от уплаты неустойки, рассчитанной на основании пункта 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей.
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования абонента: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истцы указали, что ответчики допустили четыре факта нарушения прав истцов при обеспечении их как потребителей горячим водоснабжением, при этом каждое из этих событий имело длительный характер, продолжалось несколько дней.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Вопреки доводам жалобы АО "Омск РТС", то обстоятельство, что ответчик произвел перерасчет потребителям за период, в который поставка горячего водоснабжения была приостановлена, само по себе, не освобождает исполнителя коммунальных услуг от уплаты неустойки, рассчитанной на основании пункта 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Плата за жилье и коммунальные услуги: особенности охраны прав потребителей
(Матиящук С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 5)Иск заявлен о защите прав потребителя. В обоснование исковых требований истец указывает на то, что ответчик не принимает меры по приведению температуры в помещении в соответствие с нормативной, не устраняет щели цокольных перекрытий под жилым помещением, не производит перерасчет размера оплаты коммунальных услуг вследствие некачественного оказания услуг теплоснабжения. В свою очередь ответчик с иском не согласился, указывая, что в возникших спорных правоотношениях положения Закона о защите прав потребителей не могут быть применены в связи с тем, что истец является индивидуальным предпринимателем и использует помещение в предпринимательских целях.
(Матиящук С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 5)Иск заявлен о защите прав потребителя. В обоснование исковых требований истец указывает на то, что ответчик не принимает меры по приведению температуры в помещении в соответствие с нормативной, не устраняет щели цокольных перекрытий под жилым помещением, не производит перерасчет размера оплаты коммунальных услуг вследствие некачественного оказания услуг теплоснабжения. В свою очередь ответчик с иском не согласился, указывая, что в возникших спорных правоотношениях положения Закона о защите прав потребителей не могут быть применены в связи с тем, что истец является индивидуальным предпринимателем и использует помещение в предпринимательских целях.
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, если региональный оператор допустил вышеуказанные нарушения, потребитель вправе обратиться к нему с заявлением о перерасчете платы за непредоставление в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом потребитель вправе требовать с регионального оператора уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг). Требования потребителя об уплате неустойки (пеней), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, если региональный оператор допустил вышеуказанные нарушения, потребитель вправе обратиться к нему с заявлением о перерасчете платы за непредоставление в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом потребитель вправе требовать с регионального оператора уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг). Требования потребителя об уплате неустойки (пеней), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22
"О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"21. В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
"О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"21. В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 24.05.2024)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")150. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
(ред. от 24.05.2024)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")150. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.