Перераспределение земельных участков между физическими лицами
Подборка наиболее важных документов по запросу Перераспределение земельных участков между физическими лицами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 11.7 "Перераспределение земельных участков" ЗК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд удовлетворил требования прокурора муниципального образования в интересах неопределенного круга лиц к физическому лицу, комитету по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального образования о признании недействительным соглашения об образовании земельного участка путем перераспределения, заключенного между физическим лицом и комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального образования; о прекращении права собственности физического лица на земельный участок в части 1 контура, определении границ земельного участка в конкретных координатах характерных точек, исключении из ЕГРН сведений о характерных точках указанного выше земельного участка в части 1 контура и внесении в ЕГРН сведений о характерных точках земельного участка, определении указанного земельного участка как одноконтурного; установлении его площади.
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд удовлетворил требования прокурора муниципального образования в интересах неопределенного круга лиц к физическому лицу, комитету по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального образования о признании недействительным соглашения об образовании земельного участка путем перераспределения, заключенного между физическим лицом и комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального образования; о прекращении права собственности физического лица на земельный участок в части 1 контура, определении границ земельного участка в конкретных координатах характерных точек, исключении из ЕГРН сведений о характерных точках указанного выше земельного участка в части 1 контура и внесении в ЕГРН сведений о характерных точках земельного участка, определении указанного земельного участка как одноконтурного; установлении его площади.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 71-КГ18-8
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в формировании земельного участка для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, обязании сформировать земельный участок.
Обстоятельства: Собственнику помещения в многоквартирном доме отказано в формировании земельного участка в связи с отсутствием проекта межевания территории.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что испрашиваемый собственником помещения земельный участок под многоквартирным домом расположен на землях, относящихся к федеральной собственности. Таким образом, отказ в формировании земельного участка нарушает права собственника помещения на формирование границ принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка.В соответствии с пунктом 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. N 278 (в редакции от 19 декабря 2016 г.) (далее - Положение) территориальное управление Росимущества в Калининградской области осуществляет полномочия собственника, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением, в частности принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4.1.17 пункта 4 Положения).
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в формировании земельного участка для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, обязании сформировать земельный участок.
Обстоятельства: Собственнику помещения в многоквартирном доме отказано в формировании земельного участка в связи с отсутствием проекта межевания территории.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что испрашиваемый собственником помещения земельный участок под многоквартирным домом расположен на землях, относящихся к федеральной собственности. Таким образом, отказ в формировании земельного участка нарушает права собственника помещения на формирование границ принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка.В соответствии с пунктом 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. N 278 (в редакции от 19 декабря 2016 г.) (далее - Положение) территориальное управление Росимущества в Калининградской области осуществляет полномочия собственника, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением, в частности принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4.1.17 пункта 4 Положения).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Например, решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2019 г. удовлетворены исковые требования прокурора к администрации и физическому лицу о признании недействительным заключенного между ними соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Новокубанского городского поселения. Суд основывался на том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Новокубанского городского поселения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами минимальный размер земельного участка составляет 300 кв. м, максимальный размер - 2 500 кв. м. Участок физического лица в результате соглашения о перераспределении земель увеличивался бы на 887 кв. м, а такая площадь увеличения позволяет образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства <18>.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Например, решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2019 г. удовлетворены исковые требования прокурора к администрации и физическому лицу о признании недействительным заключенного между ними соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Новокубанского городского поселения. Суд основывался на том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Новокубанского городского поселения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами минимальный размер земельного участка составляет 300 кв. м, максимальный размер - 2 500 кв. м. Участок физического лица в результате соглашения о перераспределении земель увеличивался бы на 887 кв. м, а такая площадь увеличения позволяет образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства <18>.
Статья: Как реформа отразится на правоприменительной практике
(Дымова Ю.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 46)Официально реформа как раз и ставит своей целью упрощение доступа к третейскому разбирательству рядовым гражданам. Если прежде к услугам третейских судов прибегали в основном коммерческие структуры и предприниматели, то теперь третейские суды смогут рассматривать большое количество разнообразных споров между физическими лицами, в том числе споры с управляющими компаниями; о перераспределении земельных участков в садовых и дачных товариществах; в гаражных кооперативах и т.д. То есть третейские суды должны стать доступнее. Но как повысить эту доступность при сокращении общего количества третейских судов? Этот вопрос остается очень актуальным, и ответ на него законодатель пока не дает.
(Дымова Ю.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 46)Официально реформа как раз и ставит своей целью упрощение доступа к третейскому разбирательству рядовым гражданам. Если прежде к услугам третейских судов прибегали в основном коммерческие структуры и предприниматели, то теперь третейские суды смогут рассматривать большое количество разнообразных споров между физическими лицами, в том числе споры с управляющими компаниями; о перераспределении земельных участков в садовых и дачных товариществах; в гаражных кооперативах и т.д. То есть третейские суды должны стать доступнее. Но как повысить эту доступность при сокращении общего количества третейских судов? Этот вопрос остается очень актуальным, и ответ на него законодатель пока не дает.
Нормативные акты
Решение Ленинградского УФАС России от 13.08.2024 по делу N 047/01/16-854/2024
О прекращении производства по делу.Согласно письму ФАС России N ПИ/60535/24 от 09.07.2024 физическое лицо, не осуществляющее деятельность, приносящую доход, не относится к хозяйствующим субъектам в понимании Закона о защите конкуренции. Следовательно, заключение соглашений о перераспределении земельных участков между органом местного самоуправления и физическим лицом, не преследующим цели введения образованных земельных участков в дальнейший оборот, не является предметом контроля по статье 16 Закона о защите конкуренции.
О прекращении производства по делу.Согласно письму ФАС России N ПИ/60535/24 от 09.07.2024 физическое лицо, не осуществляющее деятельность, приносящую доход, не относится к хозяйствующим субъектам в понимании Закона о защите конкуренции. Следовательно, заключение соглашений о перераспределении земельных участков между органом местного самоуправления и физическим лицом, не преследующим цели введения образованных земельных участков в дальнейший оборот, не является предметом контроля по статье 16 Закона о защите конкуренции.
Государственный (национальный) доклад Росреестра
"О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году"К изменению показателя привели факты выкупа юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды, а также передачи гражданами долей в общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа долей (как отмечалось выше) в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения у граждан.
"О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году"К изменению показателя привели факты выкупа юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды, а также передачи гражданами долей в общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа долей (как отмечалось выше) в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения у граждан.