Перераспределение земельных участков с разным разрешенным использованием
Подборка наиболее важных документов по запросу Перераспределение земельных участков с разным разрешенным использованием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.2 "Образование земельных участков" ЗК РФ"Таким образом, формирование (образование) путем перераспределения земельных участков, имеющих разные виды разрешенного использования, противоречит требованиям законодательства (пункт 3 статьи 11.2 ЗК РФ)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"Поскольку принадлежащий С. земельный участок имеет вид разрешенного использования - "отдельно стоящие односемейные дома с участками", а испрашиваемый для перераспределения земельный участок - "для индивидуального жилищного строительства", то есть земельные участки имеют разные виды разрешенного использования, следовательно, формирование (образование) путем перераспределения земельных участков, в оспариваемом случае, противоречит требованиям законодательства (пункт 3 статьи 11.2 ЗК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О видах разрешенного использования земельных участков; об указании сведений о местоположении земельного участка в межевом плане; о сроке действия схемы расположения земельного участка, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью.
("Официальный сайт Росреестра", 2020)Ответ: Росреестр рассмотрел обращение относительно разъяснения земельного законодательства и сообщает. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов. По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. По вопросу 1. 1. Согласно подпункту 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Таким образом, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка вид разрешенного использования не указывается, за исключением случаев, указанных в подпункте 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Приказ N 921) виды разрешенного использования земельных участков указываются в разделе "Общие сведения об образуемых земельных участках" межевого плана. 2. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков по общему правилу признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Исключения из указанного правила могут быть установлены федеральными законами. Таким образом, объединение земельных участков с разными видами разрешенного использования не представляется возможным, так как нарушает требования пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса, что подтверждается судебной практикой (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2019 г. N 306-ЭС19-13709). Для того чтобы осуществить объединение земельных участков, необходимо изменить вид разрешенного использования одного из земельных участков, чтобы виды разрешенного использования исходных земельных участков были одинаковыми. 3. При несоответствии вида разрешенного использования образуемого земельного участка градостроительному регламенту земельные участки, образованные путем раздела такого земельного участка, в силу положений пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса, части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Данный вывод также подтверждается имеющейся судебной практикой (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 50-КГ18-20). По вопросу 2. Согласно положениям пункта 8 Правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 (далее - Правила адресации), присвоение адреса земельным участкам осуществляется в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Разделом III Правил адресации установлена структура адреса. В этой связи, по мнению Росреестра, при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка местоположение земельного участка в соответствии с пунктом 49 Приказа N 921 должно быть указано в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой виде. При этом установление местоположения объекта недвижимости "на основании местоположения исходного земельного участка" законодательными и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено. По вопросу 3. Согласно пункту 3 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762 (далее - Требования к подготовке схемы), схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Проектная площадь образуемого земельного участка вычисляется с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; полученная при выполнении кадастровых работ площадь образуемого земельного участка может превышать проектную площадь не более чем на десять процентов (пункт 9 Требований к подготовке схемы). При проведении кадастровых работ проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, определенные в схеме расположения земельного участка, могут быть уточнены. При этом в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ требований, отличается от площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка, проектной документации лесных участков, более чем на десять процентов. Законом N 218-ФЗ не установлено требование о полном совпадении значений координат характерных точек границ земельных участков, указанных в схеме расположения земельного участка и в межевом плане, равно как и согласование измененных проектных координат с органом, утвердившим схему расположения земельного участка. По вопросу 4. В соответствии с пунктом 15 статьи 11.10 Земельного кодекса срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года. Схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение) (пункт 15 Требований к подготовке схемы). По мнению Росреестра, срок действия усиленной квалифицированной электронной подписи не влияет на срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заверенной такой подписью, поскольку иное не установлено законодательством.
("Официальный сайт Росреестра", 2020)Ответ: Росреестр рассмотрел обращение относительно разъяснения земельного законодательства и сообщает. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов. По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. По вопросу 1. 1. Согласно подпункту 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Таким образом, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка вид разрешенного использования не указывается, за исключением случаев, указанных в подпункте 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Приказ N 921) виды разрешенного использования земельных участков указываются в разделе "Общие сведения об образуемых земельных участках" межевого плана. 2. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков по общему правилу признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Исключения из указанного правила могут быть установлены федеральными законами. Таким образом, объединение земельных участков с разными видами разрешенного использования не представляется возможным, так как нарушает требования пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса, что подтверждается судебной практикой (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2019 г. N 306-ЭС19-13709). Для того чтобы осуществить объединение земельных участков, необходимо изменить вид разрешенного использования одного из земельных участков, чтобы виды разрешенного использования исходных земельных участков были одинаковыми. 3. При несоответствии вида разрешенного использования образуемого земельного участка градостроительному регламенту земельные участки, образованные путем раздела такого земельного участка, в силу положений пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса, части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Данный вывод также подтверждается имеющейся судебной практикой (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 50-КГ18-20). По вопросу 2. Согласно положениям пункта 8 Правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 (далее - Правила адресации), присвоение адреса земельным участкам осуществляется в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Разделом III Правил адресации установлена структура адреса. В этой связи, по мнению Росреестра, при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка местоположение земельного участка в соответствии с пунктом 49 Приказа N 921 должно быть указано в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой виде. При этом установление местоположения объекта недвижимости "на основании местоположения исходного земельного участка" законодательными и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено. По вопросу 3. Согласно пункту 3 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762 (далее - Требования к подготовке схемы), схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Проектная площадь образуемого земельного участка вычисляется с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; полученная при выполнении кадастровых работ площадь образуемого земельного участка может превышать проектную площадь не более чем на десять процентов (пункт 9 Требований к подготовке схемы). При проведении кадастровых работ проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, определенные в схеме расположения земельного участка, могут быть уточнены. При этом в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ требований, отличается от площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка, проектной документации лесных участков, более чем на десять процентов. Законом N 218-ФЗ не установлено требование о полном совпадении значений координат характерных точек границ земельных участков, указанных в схеме расположения земельного участка и в межевом плане, равно как и согласование измененных проектных координат с органом, утвердившим схему расположения земельного участка. По вопросу 4. В соответствии с пунктом 15 статьи 11.10 Земельного кодекса срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года. Схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение) (пункт 15 Требований к подготовке схемы). По мнению Росреестра, срок действия усиленной квалифицированной электронной подписи не влияет на срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заверенной такой подписью, поскольку иное не установлено законодательством.