Пересмотр дела об административном правонарушении по новым обстоятельствам
Подборка наиболее важных документов по запросу Пересмотр дела об административном правонарушении по новым обстоятельствам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2024 N 16-2954/2024 (УИД 42MS0011-01-2023-000387-13)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что по итогам нового пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, решение вынесено судьей, ранее рассматривавшим жалобу на указанное постановление, не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 КоАП РФ.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что по итогам нового пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, решение вынесено судьей, ранее рассматривавшим жалобу на указанное постановление, не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 N 09АП-75340/2023 по делу N А40-10731/2022
Процессуальные вопросы: О пересмотре по новым обстоятельствам.
Решение: Отказано, так как иные выводы, к которым пришел суд общей юрисдикции при рассмотрении подобного дела об административном правонарушении, не могут рассматриваться как новое обстоятельство для пересмотра судебного акта арбитражного суда, вынесенного в отношении иного административного правонарушения.Иные выводы, к которым пришел суд общей юрисдикции при рассмотрении подобного дела об административном правонарушении, не может рассматриваться как новое обстоятельство для пересмотра судебного акта арбитражного суда, вынесенного в отношении иного административного правонарушения.
Процессуальные вопросы: О пересмотре по новым обстоятельствам.
Решение: Отказано, так как иные выводы, к которым пришел суд общей юрисдикции при рассмотрении подобного дела об административном правонарушении, не могут рассматриваться как новое обстоятельство для пересмотра судебного акта арбитражного суда, вынесенного в отношении иного административного правонарушения.Иные выводы, к которым пришел суд общей юрисдикции при рассмотрении подобного дела об административном правонарушении, не может рассматриваться как новое обстоятельство для пересмотра судебного акта арбитражного суда, вынесенного в отношении иного административного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недопустимость рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях в порядке упрощенного производства
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 4)Производство по делам об административных правонарушениях не является состязательным процессом, оно основано на принципах публичности и инициативности органов, осуществляющих производство. Административное преследование - многостадийная процедура, на каждом этапе которой органы административной юрисдикции вправе осуществлять активные действия, направленные на выяснение обстоятельств совершенного правонарушения и вины лица в его совершении. Так, равным образом на стадиях возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрения дела и его пересмотра (до вступления в законную силу постановления) органы вправе устанавливать новые обстоятельства, для этого собирать доказательства, в том числе вызывать свидетелей, назначать экспертизы. Это дает возможность продолжить выяснение обстоятельств дела вплоть до установления объективной истины.
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 4)Производство по делам об административных правонарушениях не является состязательным процессом, оно основано на принципах публичности и инициативности органов, осуществляющих производство. Административное преследование - многостадийная процедура, на каждом этапе которой органы административной юрисдикции вправе осуществлять активные действия, направленные на выяснение обстоятельств совершенного правонарушения и вины лица в его совершении. Так, равным образом на стадиях возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрения дела и его пересмотра (до вступления в законную силу постановления) органы вправе устанавливать новые обстоятельства, для этого собирать доказательства, в том числе вызывать свидетелей, назначать экспертизы. Это дает возможность продолжить выяснение обстоятельств дела вплоть до установления объективной истины.
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)С другой стороны, общий порядок разрешения судебного административного дела может получить развитие в специальных судебных инстанциях, перед которыми поставлены специальные задачи административного правосудия по обеспечению законности финишных (итоговых) решений, принимаемых в общем порядке административного судопроизводства. Такие специальные задачи административного правосудия по обеспечению законности, а также процессуальный порядок решения данных задач устанавливаются специальными процессуальными нормами КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ применительно к различным судебным инстанциям, в том числе применительно к апелляционным инстанциям, кассационным инстанциям, надзорным инстанциям, а также некоторым специальным порядкам пересмотра итоговых (финишных) решений по судебным административным делам (в частности, применительно к порядку пересмотра данных судебных решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, а также к порядку пересмотра судебных решений по делам об административных правонарушениях, не связанных с осуществлением физическими лицами и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности).
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)С другой стороны, общий порядок разрешения судебного административного дела может получить развитие в специальных судебных инстанциях, перед которыми поставлены специальные задачи административного правосудия по обеспечению законности финишных (итоговых) решений, принимаемых в общем порядке административного судопроизводства. Такие специальные задачи административного правосудия по обеспечению законности, а также процессуальный порядок решения данных задач устанавливаются специальными процессуальными нормами КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ применительно к различным судебным инстанциям, в том числе применительно к апелляционным инстанциям, кассационным инстанциям, надзорным инстанциям, а также некоторым специальным порядкам пересмотра итоговых (финишных) решений по судебным административным делам (в частности, применительно к порядку пересмотра данных судебных решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, а также к порядку пересмотра судебных решений по делам об административных правонарушениях, не связанных с осуществлением физическими лицами и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"25. Отмена в порядке уголовного судопроизводства или производства по делам об административных правонарушениях акта об отказе в возбуждении либо о прекращении дела (производства по делу) может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, заявленных в порядке, предусмотренном главами 31.2, 31.3 КАС РФ, для отмены решения об удовлетворении таких требований в суде апелляционной или кассационной инстанции, а также пересмотра его по новым обстоятельствам.
"О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"25. Отмена в порядке уголовного судопроизводства или производства по делам об административных правонарушениях акта об отказе в возбуждении либо о прекращении дела (производства по делу) может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, заявленных в порядке, предусмотренном главами 31.2, 31.3 КАС РФ, для отмены решения об удовлетворении таких требований в суде апелляционной или кассационной инстанции, а также пересмотра его по новым обстоятельствам.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Суд отметил, что "процедура в соответствии со статьей 30.12 КоАП для дальнейшего пересмотра судебных и апелляционных решений в деле об административном правонарушении была доступна заявителю в любое время, и в отношении нее не действовали ограничения по времени. Однако это лишь косвенно касалось вопроса о содержании в специальном учреждении, в той степени, в какой пересмотр обвинения в административном правонарушении может привести к отмене наказания в виде выдворения, тем самым устраняя основания для содержания заявителя в специальном учреждении в целях его принудительного выдворения. Кроме того, нет никаких оснований полагать, что суд, осуществляющий пересмотр, будет компетентен рассматривать "новые обстоятельства", упомянутые Властями, поскольку это выходит за рамки окончательных решений, принятых судами первой инстанции и апелляционными судами" (пункт 108 постановления).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Суд отметил, что "процедура в соответствии со статьей 30.12 КоАП для дальнейшего пересмотра судебных и апелляционных решений в деле об административном правонарушении была доступна заявителю в любое время, и в отношении нее не действовали ограничения по времени. Однако это лишь косвенно касалось вопроса о содержании в специальном учреждении, в той степени, в какой пересмотр обвинения в административном правонарушении может привести к отмене наказания в виде выдворения, тем самым устраняя основания для содержания заявителя в специальном учреждении в целях его принудительного выдворения. Кроме того, нет никаких оснований полагать, что суд, осуществляющий пересмотр, будет компетентен рассматривать "новые обстоятельства", упомянутые Властями, поскольку это выходит за рамки окончательных решений, принятых судами первой инстанции и апелляционными судами" (пункт 108 постановления).