Первоочередное зачисление в школу
Подборка наиболее важных документов по запросу Первоочередное зачисление в школу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы применения Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Разлучение братьев и сестер - это не просто неудобство для семьи. Неплохо, если учебные заведения недалеко от дома, но для детей 6 - 8 лет представляет опасность перемещение, особенно в крупных городах, самостоятельно. При этом не всегда семья полная и у обоих родителей или дедушек, бабушек, других родственников есть возможность водить детей в разные детсады, школы и обратно, особенно в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки, когда планируется обучение по сменам, без продленного дня и т.п. Если в семье не один ребенок, но даже если всего два ребенка, но каждый из них учится в разных школах, то проблема доставки детей к началу занятий, а, как правило, это раннее утро, в разные ОО, зачастую находящиеся на значительном расстоянии, представляется делом не простым, в том числе с учетом начала времени занятости родителей. А если в семье более двух детей, то проблема еще более актуальная, а это, в свою очередь, ведет к ограничению права детей на нормальное образование. При этом нелегко обеспечить и безопасное передвижение в ОО, а с ним взаимосвязано и право на полноценный отдых, а родителям не так легко осуществлять трудовую деятельность, если мать воспитывает ребенка одна, без отца. Актуальной является ситуация, при которой многодетные семьи могут изменить место жительства, и вместе с тем прием в одну школу также является весьма затруднительным, прежде всего в крупных городах. Принятый Закон стал не первой попыткой разрешения проблем обучения братьев и сестер в одной школе, однако предыдущие проекты, как правило, не связывали предлагаемые изменения с семейными отношениями, с правом ребенка не просто получить образование, а реализовать его в контексте семейных отношений, возможностью жить и воспитываться в семье, правом на общение с братьями и сестрами. Так, в 2019 году депутатами Государственной думы Д.Е. Шилковым, В.Л. Пашиным, А.В. Андрейченко и другими был внесен проект федерального закона N 670563-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <5>, направленный на установление права первоочередного зачисления на обучение по ООП ДО и НОО в ОО отдельных категорий граждан, а именно детей педагогических работников, в школы, в которых работают их родители; младших детей в семьях с тремя и более детьми на обучение в учреждения, в которых обучаются их старшие братья и сестры, за исключением приема на обучение в порядке перевода и который был отклонен, поскольку право на образование в Российской Федерации, независимо от происхождения, социального и должностного положения, имеют все дети, а, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 67 Федерального закона, правила приема в ОО на обучение по ООП ДО и НОО должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, а также прием в ОО граждан, имеющих право на получение образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная ОО. Кроме того, определение отдельных случаев первоочередного приема детей в ОО на обучение по ООП ДО и НОО не только расходится с одним из конституционных принципов системы образования в Российской Федерации, но и ставит в неравные условия детей работников иных (в том числе и бюджетных) сфер. Ранее, в 2015 г. Новгородской областной Думой был внесен проект федерального закона N 784450-6 "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части обеспечения права граждан из многодетных семей на получение общего образования в одной ГМОО)", а также проекты федерального закона N 233214-6 "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <6>, N 319426-6 "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <7>, которые были отклонены как ограничивающие территориальную доступность образовательных организаций для тех, кто проживает рядом с ОО. Предлагаемые Федеральным законом меры направлены на поддержку и способствуют многодетности, обеспечению прав детей. При реализации норм названного Федерального закона и выработки подзаконных актов необходимо учитывать следующие проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной практике. В настоящее время на федеральном уровне вопросы приема в ОО граждан регулируются Приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" <8>, которые обеспечивают прием в ОО граждан, имеющих право на получение общего образования и проживающих на соответствующей территории, за которой закреплена ОО. Письмом Минпросвещения России от 3 февраля 2020 г. N ВБ-159/04 "О порядке приема в образовательные организации в 2020 году" <9> разъяснено, что в силу ч. 1 ст. 55 Федерального закона "Об образовании в РФ" прием на обучение в ОО проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Разлучение братьев и сестер - это не просто неудобство для семьи. Неплохо, если учебные заведения недалеко от дома, но для детей 6 - 8 лет представляет опасность перемещение, особенно в крупных городах, самостоятельно. При этом не всегда семья полная и у обоих родителей или дедушек, бабушек, других родственников есть возможность водить детей в разные детсады, школы и обратно, особенно в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки, когда планируется обучение по сменам, без продленного дня и т.п. Если в семье не один ребенок, но даже если всего два ребенка, но каждый из них учится в разных школах, то проблема доставки детей к началу занятий, а, как правило, это раннее утро, в разные ОО, зачастую находящиеся на значительном расстоянии, представляется делом не простым, в том числе с учетом начала времени занятости родителей. А если в семье более двух детей, то проблема еще более актуальная, а это, в свою очередь, ведет к ограничению права детей на нормальное образование. При этом нелегко обеспечить и безопасное передвижение в ОО, а с ним взаимосвязано и право на полноценный отдых, а родителям не так легко осуществлять трудовую деятельность, если мать воспитывает ребенка одна, без отца. Актуальной является ситуация, при которой многодетные семьи могут изменить место жительства, и вместе с тем прием в одну школу также является весьма затруднительным, прежде всего в крупных городах. Принятый Закон стал не первой попыткой разрешения проблем обучения братьев и сестер в одной школе, однако предыдущие проекты, как правило, не связывали предлагаемые изменения с семейными отношениями, с правом ребенка не просто получить образование, а реализовать его в контексте семейных отношений, возможностью жить и воспитываться в семье, правом на общение с братьями и сестрами. Так, в 2019 году депутатами Государственной думы Д.Е. Шилковым, В.Л. Пашиным, А.В. Андрейченко и другими был внесен проект федерального закона N 670563-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <5>, направленный на установление права первоочередного зачисления на обучение по ООП ДО и НОО в ОО отдельных категорий граждан, а именно детей педагогических работников, в школы, в которых работают их родители; младших детей в семьях с тремя и более детьми на обучение в учреждения, в которых обучаются их старшие братья и сестры, за исключением приема на обучение в порядке перевода и который был отклонен, поскольку право на образование в Российской Федерации, независимо от происхождения, социального и должностного положения, имеют все дети, а, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 67 Федерального закона, правила приема в ОО на обучение по ООП ДО и НОО должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, а также прием в ОО граждан, имеющих право на получение образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная ОО. Кроме того, определение отдельных случаев первоочередного приема детей в ОО на обучение по ООП ДО и НОО не только расходится с одним из конституционных принципов системы образования в Российской Федерации, но и ставит в неравные условия детей работников иных (в том числе и бюджетных) сфер. Ранее, в 2015 г. Новгородской областной Думой был внесен проект федерального закона N 784450-6 "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части обеспечения права граждан из многодетных семей на получение общего образования в одной ГМОО)", а также проекты федерального закона N 233214-6 "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <6>, N 319426-6 "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <7>, которые были отклонены как ограничивающие территориальную доступность образовательных организаций для тех, кто проживает рядом с ОО. Предлагаемые Федеральным законом меры направлены на поддержку и способствуют многодетности, обеспечению прав детей. При реализации норм названного Федерального закона и выработки подзаконных актов необходимо учитывать следующие проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной практике. В настоящее время на федеральном уровне вопросы приема в ОО граждан регулируются Приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" <8>, которые обеспечивают прием в ОО граждан, имеющих право на получение общего образования и проживающих на соответствующей территории, за которой закреплена ОО. Письмом Минпросвещения России от 3 февраля 2020 г. N ВБ-159/04 "О порядке приема в образовательные организации в 2020 году" <9> разъяснено, что в силу ч. 1 ст. 55 Федерального закона "Об образовании в РФ" прием на обучение в ОО проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Ситуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Исходя из смысла законодательных норм, очередность зачисления в первый класс выстраивается следующая: сначала зачисляются дети, имеющие право на внеочередной порядок предоставления мест, потом дети, имеющие право на первоочередной порядок предоставления мест, потом дети, имеющие право преимущественного приема, потом дети, проживающие на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, затем дети, не проживающие на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (Письмо Минпросвещения России от 02.09.2022 N 03-1256).
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Исходя из смысла законодательных норм, очередность зачисления в первый класс выстраивается следующая: сначала зачисляются дети, имеющие право на внеочередной порядок предоставления мест, потом дети, имеющие право на первоочередной порядок предоставления мест, потом дети, имеющие право преимущественного приема, потом дети, проживающие на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, затем дети, не проживающие на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (Письмо Минпросвещения России от 02.09.2022 N 03-1256).
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 10 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Что касается нарушения статьи 3 Конвенции, то Комитет отметил - государство-участник не представило информацию о том, каким образом наилучшие интересы А.Е.А. были основным соображением в ходе судебных и административных разбирательств, в которых он участвовал в связи с заявлением о его временном зачислении в школу <34>. Комитет подчеркнул: Административный суд N 2 Мелильи отказал А.Е.А. во временном зачислении в школу, решив, что "общественные интересы должны превалировать над всего лишь расчетом родителей на то, что их ребенок будет иметь доступ [...] к испанской системе образования". В контексте заявления о временном обучении до определения фактического местожительства А.Е.А. суд занял позицию, в соответствии с которой он по своему усмотрению вышел за рамки проверки фактического местожительства и осуществил оценку интересов. Суд взвесил обобщенный и неподтвержденный ущерб, который может быть причинен всем детям школы, где мог бы обучаться А.Е.А. в случае его приема, посчитав его большим, чем выгоды, которые А.Е.А. получил бы от временного доступа к системе образования. Более того, суд сделал вывод - для А.Е.А. было бы хуже получить временный доступ к образованию, который впоследствии мог быть аннулирован. Об отсутствии индивидуального подхода к учету наилучших интересов А.Е.А. свидетельствовал тот факт, что суд заявил, что не известно, говорит ли он по-испански или имеет академический уровень, сопоставимый с уровнем учеников школы, которую он хотел посещать. Кроме того, суд не принял во внимание тот факт, что его сестра до этого в школу была зачислена. В свете вышеизложенного Комитет счел, что наилучшие интересы А.Е.А. не были первоочередным соображением при проведении процедуры его превентивного обучения в школе в нарушение пункта 1 статьи 3 Конвенции, рассматриваемого в совокупности со статьей 28 Конвенции (пункт 12.9 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Что касается нарушения статьи 3 Конвенции, то Комитет отметил - государство-участник не представило информацию о том, каким образом наилучшие интересы А.Е.А. были основным соображением в ходе судебных и административных разбирательств, в которых он участвовал в связи с заявлением о его временном зачислении в школу <34>. Комитет подчеркнул: Административный суд N 2 Мелильи отказал А.Е.А. во временном зачислении в школу, решив, что "общественные интересы должны превалировать над всего лишь расчетом родителей на то, что их ребенок будет иметь доступ [...] к испанской системе образования". В контексте заявления о временном обучении до определения фактического местожительства А.Е.А. суд занял позицию, в соответствии с которой он по своему усмотрению вышел за рамки проверки фактического местожительства и осуществил оценку интересов. Суд взвесил обобщенный и неподтвержденный ущерб, который может быть причинен всем детям школы, где мог бы обучаться А.Е.А. в случае его приема, посчитав его большим, чем выгоды, которые А.Е.А. получил бы от временного доступа к системе образования. Более того, суд сделал вывод - для А.Е.А. было бы хуже получить временный доступ к образованию, который впоследствии мог быть аннулирован. Об отсутствии индивидуального подхода к учету наилучших интересов А.Е.А. свидетельствовал тот факт, что суд заявил, что не известно, говорит ли он по-испански или имеет академический уровень, сопоставимый с уровнем учеников школы, которую он хотел посещать. Кроме того, суд не принял во внимание тот факт, что его сестра до этого в школу была зачислена. В свете вышеизложенного Комитет счел, что наилучшие интересы А.Е.А. не были первоочередным соображением при проведении процедуры его превентивного обучения в школе в нарушение пункта 1 статьи 3 Конвенции, рассматриваемого в совокупности со статьей 28 Конвенции (пункт 12.9 Соображений).
<Письмо> Минобрнауки России от 13.11.2015 N 07-3735
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями "Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья")Детям-инвалидам предоставляется право на первоочередное зачисление в дошкольное отделение школы или в детский сад.
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями "Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья")Детям-инвалидам предоставляется право на первоочередное зачисление в дошкольное отделение школы или в детский сад.