Первооткрыватель месторождения
Подборка наиболее важных документов по запросу Первооткрыватель месторождения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 11.06.2008 N 74-Г08-30
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20.03.2008 об удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении Положения о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр" от 07.04.1994 N 152 и от 27.01.1995 N 23.В обоснование заявления указал, что является первооткрывателем трех месторождений алмазов, однако за выявление этих месторождений выплата вознаграждения ему не произведена. Ему решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2006 года отказано в иске к Правительству Республики Саха (Якутия) о праве на государственное вознаграждение за открытие месторождения алмазов трубки "Дачная". При этом, основанием к отказу послужили оспариваемые нормативные правовые акты, устанавливающие размерность месторождений по запасам и содержание полезного компонента как необходимые условия для выплаты вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых. Названные акты приняты Правительством Республики Саха (Якутия) в порядке опережающего правового регулирования. Иное правовое регулирование по данному вопросу установлено Правительством Российской Федерации в связи с принятием им постановления от 26 декабря 1995 года N 1383 "О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых".
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20.03.2008 об удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении Положения о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр" от 07.04.1994 N 152 и от 27.01.1995 N 23.В обоснование заявления указал, что является первооткрывателем трех месторождений алмазов, однако за выявление этих месторождений выплата вознаграждения ему не произведена. Ему решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2006 года отказано в иске к Правительству Республики Саха (Якутия) о праве на государственное вознаграждение за открытие месторождения алмазов трубки "Дачная". При этом, основанием к отказу послужили оспариваемые нормативные правовые акты, устанавливающие размерность месторождений по запасам и содержание полезного компонента как необходимые условия для выплаты вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых. Названные акты приняты Правительством Республики Саха (Якутия) в порядке опережающего правового регулирования. Иное правовое регулирование по данному вопросу установлено Правительством Российской Федерации в связи с принятием им постановления от 26 декабря 1995 года N 1383 "О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2) решение органа исполнительной власти субъекта РФ. При установлении факта открытия месторождения недропользователем, осуществлявшим геологическое изучение участка недр местного значения в целях поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, основанием является само по себе решение органа государственной власти субъекта РФ (кроме случаев, когда данные работы проводились на основе государственного контракта). Проведение аукциона не требуется - для получения первооткрывателем месторождения права пользования участком недр местного значения достаточно решения органа исполнительной власти субъекта РФ.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2) решение органа исполнительной власти субъекта РФ. При установлении факта открытия месторождения недропользователем, осуществлявшим геологическое изучение участка недр местного значения в целях поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, основанием является само по себе решение органа государственной власти субъекта РФ (кроме случаев, когда данные работы проводились на основе государственного контракта). Проведение аукциона не требуется - для получения первооткрывателем месторождения права пользования участком недр местного значения достаточно решения органа исполнительной власти субъекта РФ.
Статья: Проблемы правового регулирования поисково-оценочных работ - отрицательный фактор, влияющий на развитие горного производства
(Дудиков М.В.)
("Юрист", 2017, N 24)Это наиболее быстрый вариант решения проблемы получения вознаграждения первооткрывателями месторождений, удостоверившими факт открытия до 2015 г. Но в этом случае, начиная с 2015 г., будут проявляться процессы стагнации геологических изысканий без затрат государственных средств.
(Дудиков М.В.)
("Юрист", 2017, N 24)Это наиболее быстрый вариант решения проблемы получения вознаграждения первооткрывателями месторождений, удостоверившими факт открытия до 2015 г. Но в этом случае, начиная с 2015 г., будут проявляться процессы стагнации геологических изысканий без затрат государственных средств.
Нормативные акты
Приказ Роснедр от 29.10.2010 N 1274
"Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению учета ресурсной базы подземных вод с применением Классификатора названий месторождений и участков месторождений"- фамилиям первооткрывателей месторождений подземных вод.
"Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению учета ресурсной базы подземных вод с применением Классификатора названий месторождений и участков месторождений"- фамилиям первооткрывателей месторождений подземных вод.
"Комментарий к Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"
(постатейный)
(Леонтьев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)- список лиц, представляемых к вознаграждению, с указанием степени участия и вклада каждого из них в открытие и разведку (переоценку) месторождения и определением первооткрывателя или первооткрывателей;
(постатейный)
(Леонтьев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)- список лиц, представляемых к вознаграждению, с указанием степени участия и вклада каждого из них в открытие и разведку (переоценку) месторождения и определением первооткрывателя или первооткрывателей;
"Комментарий Закона Российской Федерации "О недрах"
(постатейный)
(Боголюбов С.А., Горкина И.Д., Жариков Ю.Г., Кацман Ю.Е., Краюшкина Е.Г., Шейнин Л.Б.)
("Законодательство и экономика", 1999, NN 4, 5)Правила ст. 27 Закона, защищающие коммерческие интересы собственников геологической информации, рассчитаны на организации и предприятия, которые заняты изучением недр на профессиональном уровне. Статья не упоминает о первооткрывателях месторождений полезных ископаемых (как и о любителях геологии вообще, способных служить в качестве источников геологической информации). Но это обстоятельство не означает, что они не имеют права на вознаграждение за сделанные ими открытия или за ценные результаты своих наблюдений. Такие лица заслуживают поощрения в соответствии с правилами ст. 34 Закона.
(постатейный)
(Боголюбов С.А., Горкина И.Д., Жариков Ю.Г., Кацман Ю.Е., Краюшкина Е.Г., Шейнин Л.Б.)
("Законодательство и экономика", 1999, NN 4, 5)Правила ст. 27 Закона, защищающие коммерческие интересы собственников геологической информации, рассчитаны на организации и предприятия, которые заняты изучением недр на профессиональном уровне. Статья не упоминает о первооткрывателях месторождений полезных ископаемых (как и о любителях геологии вообще, способных служить в качестве источников геологической информации). Но это обстоятельство не означает, что они не имеют права на вознаграждение за сделанные ими открытия или за ценные результаты своих наблюдений. Такие лица заслуживают поощрения в соответствии с правилами ст. 34 Закона.
Статья: Нормативное закрепление права собственности на недра: опыт и тенденции
(Василевская Д.В.)
("Журнал российского права", 2007, N 8)Рассматривая эволюцию правового положения недр в российском законодательстве, укажем, что первым нормативным актом, определившим право собственности монарха (фактически право государственной собственности) на недра являлся именной Указ "Об учреждении Берг-коллегии для ведения в оном дел о рудах и минералах", подписанный 10 декабря 1719 г. Петром I. Этим документом были закреплены собственность (регалия) казны на недра, преимущественное право первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых и различные формы собственности на добытые полезные ископаемые.
(Василевская Д.В.)
("Журнал российского права", 2007, N 8)Рассматривая эволюцию правового положения недр в российском законодательстве, укажем, что первым нормативным актом, определившим право собственности монарха (фактически право государственной собственности) на недра являлся именной Указ "Об учреждении Берг-коллегии для ведения в оном дел о рудах и минералах", подписанный 10 декабря 1719 г. Петром I. Этим документом были закреплены собственность (регалия) казны на недра, преимущественное право первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых и различные формы собственности на добытые полезные ископаемые.
"Международный коммерческий арбитраж и вопросы частного права: Сборник статей"
(сост. и отв. ред. И.П. Грешников)
("Статут", 2015)Поскольку право первооткрывателя на заключение контракта на добычу на основании прямых переговоров предусмотрено в изложенных нормах только для лица, имеющего исключительное право на получение права недропользования на добычу в связи с коммерческим обнаружением на основании контракта на разведку, то таким правом согласно Закону о недрах не обладает лицо, которое обнаружило и оценило месторождение на основании типового контракта. Вместе с тем не может быть заинтересованности в инвестировании для проведения разведки слабоизученных участков недр, если не компенсируются расходы и не выплачивается вознаграждение или не предоставляется право на заключение контракта на добычу с недропользователем в связи с коммерческим обнаружением на основании типового контракта.
(сост. и отв. ред. И.П. Грешников)
("Статут", 2015)Поскольку право первооткрывателя на заключение контракта на добычу на основании прямых переговоров предусмотрено в изложенных нормах только для лица, имеющего исключительное право на получение права недропользования на добычу в связи с коммерческим обнаружением на основании контракта на разведку, то таким правом согласно Закону о недрах не обладает лицо, которое обнаружило и оценило месторождение на основании типового контракта. Вместе с тем не может быть заинтересованности в инвестировании для проведения разведки слабоизученных участков недр, если не компенсируются расходы и не выплачивается вознаграждение или не предоставляется право на заключение контракта на добычу с недропользователем в связи с коммерческим обнаружением на основании типового контракта.
Статья: Административно-правовое регулирование пользования участками недр федерального значения в пределах территории Российской Федерации
(Манин Я.В.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 2)Представляется необходимым установить недостающее основание досрочного прекращения по инициативе государства права пользования недрами владельца совмещенной лицензии для разведки и добычи газа на участке недр федерального значения по факту открытия месторождения, в том числе приведшего к установлению федерального значения такого участка. Вариантом, альтернативным предыдущему, является предоставление первооткрывателю права разведки и добычи газа на открытом им месторождении с предоставлением ему доступа к Единой или региональной системе газоснабжения.
(Манин Я.В.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 2)Представляется необходимым установить недостающее основание досрочного прекращения по инициативе государства права пользования недрами владельца совмещенной лицензии для разведки и добычи газа на участке недр федерального значения по факту открытия месторождения, в том числе приведшего к установлению федерального значения такого участка. Вариантом, альтернативным предыдущему, является предоставление первооткрывателю права разведки и добычи газа на открытом им месторождении с предоставлением ему доступа к Единой или региональной системе газоснабжения.
Статья: Законодательство о соглашениях о разделе продукции и государственный экологический контроль за его соблюдением
(Быстров Г.Е.)
("МСХА", 2009)Во-вторых, в нарушение Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. и Положения о порядке лицензирования пользования недрами от 15 июля 1992 года, которые предусматривают предоставление права пользования участком недр прежнему недропользователю, российской компании ПО "Сахалинморнефтегаз" - первооткрывателю этих месторождений фактически было отказано в продолжении права пользования участками недр на эти месторождения.
(Быстров Г.Е.)
("МСХА", 2009)Во-вторых, в нарушение Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. и Положения о порядке лицензирования пользования недрами от 15 июля 1992 года, которые предусматривают предоставление права пользования участком недр прежнему недропользователю, российской компании ПО "Сахалинморнефтегаз" - первооткрывателю этих месторождений фактически было отказано в продолжении права пользования участками недр на эти месторождения.
Статья: Геологическое изучение недр на нефть и газ в системе видов пользования недрами: проблемы правового регулирования
(Павлов И.И.)
("Экологическое право", 2007, N 4)Решений здесь, по нашему мнению, требует множество проблем, которые во многом возникли после закрепления в законе права первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых: нужна четкость в разграничении видов пользования недрами; необходимо определить основные требования к содержанию права пользования недрами для геологического изучения, учитывая специфику видов полезных ископаемых; необходимо также изменение порядка предоставления права пользования недрами для указанных целей и характера данного права с точки зрения его исключительной принадлежности.
(Павлов И.И.)
("Экологическое право", 2007, N 4)Решений здесь, по нашему мнению, требует множество проблем, которые во многом возникли после закрепления в законе права первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых: нужна четкость в разграничении видов пользования недрами; необходимо определить основные требования к содержанию права пользования недрами для геологического изучения, учитывая специфику видов полезных ископаемых; необходимо также изменение порядка предоставления права пользования недрами для указанных целей и характера данного права с точки зрения его исключительной принадлежности.
Статья: Правовой режим пользования участками недр для геологического изучения и добычи нефти и газа на основе принципа горной свободы
(Павлов И.И.)
("Экологическое право", 2008, N 5)Считаем, что суть принципа горной свободы не в праве первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых, а в том, что права на недра отделены от прав на поверхность над ними. Это подтверждает и пояснительная записка к прусскому проекту Горного закона 1865 г., где говорится, что "общая горная свобода <26> видоизменяется по правую сторону Рейна некоторыми вытекающими из горной регалии правами... государства, а по левую сторону Рейна ослабляется отсутствием права открывателя на получение отвода. Настоящий проект освобождает указанный принцип от обоих этих ограничений и в его полной чистоте" <27>.
(Павлов И.И.)
("Экологическое право", 2008, N 5)Считаем, что суть принципа горной свободы не в праве первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых, а в том, что права на недра отделены от прав на поверхность над ними. Это подтверждает и пояснительная записка к прусскому проекту Горного закона 1865 г., где говорится, что "общая горная свобода <26> видоизменяется по правую сторону Рейна некоторыми вытекающими из горной регалии правами... государства, а по левую сторону Рейна ослабляется отсутствием права открывателя на получение отвода. Настоящий проект освобождает указанный принцип от обоих этих ограничений и в его полной чистоте" <27>.
Статья: Договор найма рабочей силы: сделка, хозяйские отношения, союз?
(Сувалова Т., Галкина Е.)
("Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2009, N 1)Это было в 1833 г. в урочище Караганды, в 25 километрах южнее реки Нуры. Первооткрыватель Карагандинского угольного месторождения Аппака Байжанов даже и не подозревал о своем великом открытии. Только через 23 года, после перехода Караганды в руки Петропавловского купца Н. Ушакова, здесь была начата добыча угля. В 1856 г. был сдан в эксплуатацию и Ивановский открытый разрез под названием "Кара Забой". Здесь было добыто 116,3 пудов угля. Интересна статистика тех лет: в 1868 г. уголь добывали на глубине 8 - 14 сажен, в разрезе работало 78 человек.
(Сувалова Т., Галкина Е.)
("Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2009, N 1)Это было в 1833 г. в урочище Караганды, в 25 километрах южнее реки Нуры. Первооткрыватель Карагандинского угольного месторождения Аппака Байжанов даже и не подозревал о своем великом открытии. Только через 23 года, после перехода Караганды в руки Петропавловского купца Н. Ушакова, здесь была начата добыча угля. В 1856 г. был сдан в эксплуатацию и Ивановский открытый разрез под названием "Кара Забой". Здесь было добыто 116,3 пудов угля. Интересна статистика тех лет: в 1868 г. уголь добывали на глубине 8 - 14 сажен, в разрезе работало 78 человек.