План реструктуризации долгов гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу План реструктуризации долгов гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Выдача судебного приказа в отношении отдельных лиц в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснено в абзаце 3 пункта 12 постановления Пленума [ВС РФ от 27.12.2016 - ред.] N 62... с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, принятия решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения реализации имущества гражданина, с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина и утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов по денежным обязательствам и требования об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве... и не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства.
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснено в абзаце 3 пункта 12 постановления Пленума [ВС РФ от 27.12.2016 - ред.] N 62... с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, принятия решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения реализации имущества гражданина, с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина и утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов по денежным обязательствам и требования об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве... и не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как признать гражданина банкротом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)План реструктуризации ваших долгов (далее также - план) может быть представлен только при соблюдении предусмотренных законом требований (п. 1 ст. 213.13 Закона N 127-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)План реструктуризации ваших долгов (далее также - план) может быть представлен только при соблюдении предусмотренных законом требований (п. 1 ст. 213.13 Закона N 127-ФЗ).
Статья: Целесообразность стадии реструктуризации долгов в процедуре банкротства гражданина
(Османова Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Заслуживающим не меньшего внимания недостатком содержательной части плана реструктуризации долгов является недопустимость навязывания за счет коллективной воли скидки по долгу перед конкретным лицом. В силу п. 5 ст. 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. С согласия отдельного кредитора и (или) уполномоченного органа план может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица <16>.
(Османова Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Заслуживающим не меньшего внимания недостатком содержательной части плана реструктуризации долгов является недопустимость навязывания за счет коллективной воли скидки по долгу перед конкретным лицом. В силу п. 5 ст. 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. С согласия отдельного кредитора и (или) уполномоченного органа план может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица <16>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 213.12. Порядок представления проекта плана реструктуризации долгов гражданина
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 213.12. Порядок представления проекта плана реструктуризации долгов гражданина
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"27. В процедуре реструктуризации долгов должник, его кредиторы или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов (пункт 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве). Указанный десятидневный срок исчисляется по правилам главы 11 ГК РФ.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"27. В процедуре реструктуризации долгов должник, его кредиторы или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов (пункт 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве). Указанный десятидневный срок исчисляется по правилам главы 11 ГК РФ.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства требования к должнику (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу), в отношении которого ведутся процедуры, применяемые в деле о банкротстве, поскольку для рассмотрения этих требований установлен специальный судебный порядок. В соответствии с разъяснениями в абз. 3 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 в силу абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 2 п. 1 ст. 81, абз. 8 п. 1 ст. 94, абз. 7 п. 1 ст. 126, абз. 3 п. 2 ст. 213.11, абз. 2, 3 п. 1 ст. 213.19 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5> с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, принятия решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения реализации имущества гражданина, с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина и утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов по денежным обязательствам и требования об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве и не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства. Помимо того, что такие требования рассматриваются в специальном порядке рассмотрения дел о банкротстве, по ним также усматривается наличие спора о праве с кредиторами должника по определению конкурсной массы. Кроме того, наличие спора о праве может усматриваться в отношении требований, вытекающих из подозрительных сделок такого должника. Например, в соответствии с п. 1 ст. 61.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки. Отсюда в приказном производстве может возникнуть вопрос о бесспорности требования, вытекающего из сделки, заключенной после принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом или в течение одного года до принятия указанного заявления.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства требования к должнику (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу), в отношении которого ведутся процедуры, применяемые в деле о банкротстве, поскольку для рассмотрения этих требований установлен специальный судебный порядок. В соответствии с разъяснениями в абз. 3 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 в силу абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 2 п. 1 ст. 81, абз. 8 п. 1 ст. 94, абз. 7 п. 1 ст. 126, абз. 3 п. 2 ст. 213.11, абз. 2, 3 п. 1 ст. 213.19 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5> с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, принятия решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения реализации имущества гражданина, с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина и утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов по денежным обязательствам и требования об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве и не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства. Помимо того, что такие требования рассматриваются в специальном порядке рассмотрения дел о банкротстве, по ним также усматривается наличие спора о праве с кредиторами должника по определению конкурсной массы. Кроме того, наличие спора о праве может усматриваться в отношении требований, вытекающих из подозрительных сделок такого должника. Например, в соответствии с п. 1 ст. 61.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки. Отсюда в приказном производстве может возникнуть вопрос о бесспорности требования, вытекающего из сделки, заключенной после принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом или в течение одного года до принятия указанного заявления.
Статья: Заложники единственного жилья
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2024, N 9)Закон N 298-ФЗ говорит жестко: гражданин, имеющий источник дохода, не должен уклоняться от выплат всем кредиторам и рассчитывать на списание всех долгов, кроме ипотечного; мировое соглашение с залоговым кредитором не должно нарушать план реструктуризации долгов гражданина. Применение положений п. 2 ст. 213.30 Закона о банкротстве не отменяется, ограничения на повторное банкротство будут действовать, что может существенно ухудшить положение гражданина: если он не сможет платить залоговому кредитору по мировому соглашению, то на единственное заложенное жилье будет обращено взыскание по общим правилам законодательства об ипотеке. Это значит, что при недостаточности выручки от реализации предмета залога гражданин останется должен залогодержателю и списать остаток долга не удастся. Еще одним важным аспектом Закона N 298-ФЗ является условие о резервировании до 10% стоимости предмета залога для удовлетворения требований кредиторов социальных очередей. Это как раз то, что сказал КС РФ в Постановлении N 28-П: недобросовестным должникам в защите отказывать, требования кредиторов социальных очередей - удовлетворять.
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2024, N 9)Закон N 298-ФЗ говорит жестко: гражданин, имеющий источник дохода, не должен уклоняться от выплат всем кредиторам и рассчитывать на списание всех долгов, кроме ипотечного; мировое соглашение с залоговым кредитором не должно нарушать план реструктуризации долгов гражданина. Применение положений п. 2 ст. 213.30 Закона о банкротстве не отменяется, ограничения на повторное банкротство будут действовать, что может существенно ухудшить положение гражданина: если он не сможет платить залоговому кредитору по мировому соглашению, то на единственное заложенное жилье будет обращено взыскание по общим правилам законодательства об ипотеке. Это значит, что при недостаточности выручки от реализации предмета залога гражданин останется должен залогодержателю и списать остаток долга не удастся. Еще одним важным аспектом Закона N 298-ФЗ является условие о резервировании до 10% стоимости предмета залога для удовлетворения требований кредиторов социальных очередей. Это как раз то, что сказал КС РФ в Постановлении N 28-П: недобросовестным должникам в защите отказывать, требования кредиторов социальных очередей - удовлетворять.
Статья: Проблема кредиторских злоупотреблений в банкротстве и потенциал цифровых технологий
(Согоян Д.П.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)Ранее данный подход применялся главным образом в делах о банкротстве физических лиц <25> при утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в отсутствие одобрения собрания кредиторов, что в отличие от вышеприведенного примера соответствовало букве закона (п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве).
(Согоян Д.П.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)Ранее данный подход применялся главным образом в делах о банкротстве физических лиц <25> при утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в отсутствие одобрения собрания кредиторов, что в отличие от вышеприведенного примера соответствовало букве закона (п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 5)2. Продление срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина-банкрота по его ходатайству правомерно в случае, если действия и поведение должника в процедуре свидетельствовали о намерении полностью погасить задолженность, для этого имелось необходимое имущество и существовали объективные препятствия для своевременного исполнения обязательства (например, затянувшаяся процедура снятия обременения с имущества).
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 5)2. Продление срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина-банкрота по его ходатайству правомерно в случае, если действия и поведение должника в процедуре свидетельствовали о намерении полностью погасить задолженность, для этого имелось необходимое имущество и существовали объективные препятствия для своевременного исполнения обязательства (например, затянувшаяся процедура снятия обременения с имущества).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Исполнение определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. Принятие судом указанного определения также предусматривает введение моратория на удовлетворение требований кредиторов (ст. 213.11 Закона о банкротстве) и исполнительные действия, выражающиеся в реализации плана реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.12 - 213.22 Закона о банкротстве). Цели указанной процедуры реализуются финансовым управляющим, наделенным соответствующими правами и обязанностями (ст. 213.9 Закона о банкротстве).
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Исполнение определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. Принятие судом указанного определения также предусматривает введение моратория на удовлетворение требований кредиторов (ст. 213.11 Закона о банкротстве) и исполнительные действия, выражающиеся в реализации плана реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.12 - 213.22 Закона о банкротстве). Цели указанной процедуры реализуются финансовым управляющим, наделенным соответствующими правами и обязанностями (ст. 213.9 Закона о банкротстве).
Статья: Система ограничений прав кредиторов как элемент механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) гражданина. Часть 1
(Карелина С.А.)
("Право и экономика", 2020, N 11)Следует обратить внимание, что кредиторы, которые не предъявили свои требования до проведения первого собрания кредиторов гражданина, не лишены права предъявить свои требования позже. Но в этом случае у них не будет права на участие в первом собрании кредиторов. Участие в первом собрании кредиторов важно, поскольку на нем принимается решение об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина, либо при отсутствии предложений по проектам плана реструктуризации в суд подается ходатайство о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина (п. 4 и п. 5 ст. 213.12, п. 4 ст. 213.19 Закона о банкротстве, абз. 4 п. 23 Постановления N 45). Следовательно, для реализации права на участие в собрании кредиторов недостаточно только факта предъявления требования; данное требование в обязательном порядке должно быть предъявлено до даты проведения первого собрания кредиторов.
(Карелина С.А.)
("Право и экономика", 2020, N 11)Следует обратить внимание, что кредиторы, которые не предъявили свои требования до проведения первого собрания кредиторов гражданина, не лишены права предъявить свои требования позже. Но в этом случае у них не будет права на участие в первом собрании кредиторов. Участие в первом собрании кредиторов важно, поскольку на нем принимается решение об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина, либо при отсутствии предложений по проектам плана реструктуризации в суд подается ходатайство о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина (п. 4 и п. 5 ст. 213.12, п. 4 ст. 213.19 Закона о банкротстве, абз. 4 п. 23 Постановления N 45). Следовательно, для реализации права на участие в собрании кредиторов недостаточно только факта предъявления требования; данное требование в обязательном порядке должно быть предъявлено до даты проведения первого собрания кредиторов.
Статья: Некоторые особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц
(Зарочинцева Е.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Следует внимательно относиться к решению вопроса о признании гражданина банкротом на основании абзаца второго пункта 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве в случае, если гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного Законом о банкротстве.
(Зарочинцева Е.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Следует внимательно относиться к решению вопроса о признании гражданина банкротом на основании абзаца второго пункта 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве в случае, если гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного Законом о банкротстве.
Статья: О формировании концепции применения зачета встречных однородных требований в делах о банкротстве граждан
(Фролов И.В.)
("Закон", 2023, N 6)Детальный анализ положений норм этой главы позволяет сделать вывод о том, что в делах о банкротстве граждан прекращение денежных обязательств должника зачетом не допускается с даты утверждения судом плана реструктуризации долгов гражданина, если это прямо не предусмотрено планом реструктуризации долгов (п. 1 ст. 213.19 Закона о банкротстве). Иных прямых запретов на применение зачета в делах о банкротстве гражданина законодательство не содержит.
(Фролов И.В.)
("Закон", 2023, N 6)Детальный анализ положений норм этой главы позволяет сделать вывод о том, что в делах о банкротстве граждан прекращение денежных обязательств должника зачетом не допускается с даты утверждения судом плана реструктуризации долгов гражданина, если это прямо не предусмотрено планом реструктуризации долгов (п. 1 ст. 213.19 Закона о банкротстве). Иных прямых запретов на применение зачета в делах о банкротстве гражданина законодательство не содержит.
Статья: Реструктуризация долгов как процедура банкротства физического лица
(Казарян М.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)На основании положений п. 1 ст. 213.14 Закона N 127-ФЗ к предметам реструктуризации можно отнести требования всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа. При этом законодатель не конкретизирует правовую природу указанных требований, из чего следует, что предметом реструктуризации должны быть требования по основному долгу, по процентам как плате за пользование деньгами, по неустойке (или по договорным процентам по ст. 395 ГК РФ). С согласия отдельного конкурсного кредитора и/или уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении требований лица, давшего такое согласие, не в полном размере (абз. 2 п. 5 ст. 213.14). Как представляется, указанное положение Закона должно быть дополнено правилом о том, что арбитражный суд вправе на основании заявления должника в порядке, установленном нормами ст. 333 и п. 6 ст. 395 ГК РФ, уменьшить требования кредиторов соответственно об уплате неустойки и договорных процентов. Такое дополнение имеет важное практическое значение, так как весьма распространены случаи, когда размер неустойки или договорных процентов практически равен или превышает размер основного долга и процентов как платы за пользование деньгами. Указанное обстоятельство делает невозможным восстановление платежеспособности должника.
(Казарян М.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)На основании положений п. 1 ст. 213.14 Закона N 127-ФЗ к предметам реструктуризации можно отнести требования всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа. При этом законодатель не конкретизирует правовую природу указанных требований, из чего следует, что предметом реструктуризации должны быть требования по основному долгу, по процентам как плате за пользование деньгами, по неустойке (или по договорным процентам по ст. 395 ГК РФ). С согласия отдельного конкурсного кредитора и/или уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении требований лица, давшего такое согласие, не в полном размере (абз. 2 п. 5 ст. 213.14). Как представляется, указанное положение Закона должно быть дополнено правилом о том, что арбитражный суд вправе на основании заявления должника в порядке, установленном нормами ст. 333 и п. 6 ст. 395 ГК РФ, уменьшить требования кредиторов соответственно об уплате неустойки и договорных процентов. Такое дополнение имеет важное практическое значение, так как весьма распространены случаи, когда размер неустойки или договорных процентов практически равен или превышает размер основного долга и процентов как платы за пользование деньгами. Указанное обстоятельство делает невозможным восстановление платежеспособности должника.