Планирование внутреннего аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Планирование внутреннего аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Систематизация процедур аудита финансовых результатов: отраслевой аспект
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)9. Калинина И.Н., Мокосеева М.А., Дулунц К.А. Планирование внутреннего аудита // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. N 33. С. 234 - 238. DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10862. EDN: HMPPWP.
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)9. Калинина И.Н., Мокосеева М.А., Дулунц К.А. Планирование внутреннего аудита // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. N 33. С. 234 - 238. DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10862. EDN: HMPPWP.
Статья: Процедуры и документирование контроля рисков в коммерческих организациях: практический аспект
(Сафонова М.Ф., Тимошенко А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)3. Калинина И.Н., Мокосеева М.А., Дулунц К.А. Планирование внутреннего аудита // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. N 33. С. 234 - 238. DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10862. EDN: HMPPWP.
(Сафонова М.Ф., Тимошенко А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)3. Калинина И.Н., Мокосеева М.А., Дулунц К.А. Планирование внутреннего аудита // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. N 33. С. 234 - 238. DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10862. EDN: HMPPWP.
Нормативные акты
Приказ Росимущества от 04.07.2014 N 249
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации"5. Порядок планирования деятельности внутреннего аудита
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации"5. Порядок планирования деятельности внутреннего аудита
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
(ред. от 31.07.2025)Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утв. Приказом Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н <243>;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утв. Приказом Минфина России от 5 августа 2020 г. N 160н <243>;
Статья: Аудит управления персоналом в управляющих организациях
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)Этап планирования внутреннего аудита управления персоналом - это этап, на котором определяются цели и задачи аудита, сроки, исполнители и участники проверки, проводится инструктаж исполнителей и участников, разрабатывается план сбора, предоставления и рассмотрения анализируемой информации, производится оценка рисков и др. Он также предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему контрольных процедур. Поскольку аудит управления персоналом не имеет обязательного характера, закрепленного законодательными актами, то лицо, осуществляющее аудит, вправе самостоятельно определять принципы и методы планирования проверки. На практике накоплен большой опыт, которым можно воспользоваться. Применительно к аудиту управления персоналом управляющей организации общую стратегию аудита можно представить так, как это сделано в табл. 3.
(Зыкова Т.Б., Куприянова Т.А.)
("Аудитор", 2023, NN 9, 10)Этап планирования внутреннего аудита управления персоналом - это этап, на котором определяются цели и задачи аудита, сроки, исполнители и участники проверки, проводится инструктаж исполнителей и участников, разрабатывается план сбора, предоставления и рассмотрения анализируемой информации, производится оценка рисков и др. Он также предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему контрольных процедур. Поскольку аудит управления персоналом не имеет обязательного характера, закрепленного законодательными актами, то лицо, осуществляющее аудит, вправе самостоятельно определять принципы и методы планирования проверки. На практике накоплен большой опыт, которым можно воспользоваться. Применительно к аудиту управления персоналом управляющей организации общую стратегию аудита можно представить так, как это сделано в табл. 3.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Во-первых, ФС ВФА должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Во-первых, ФС ВФА должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Статья: Организация внутреннего контроля противодействия коррупции и коррупционных рисков в коммерческих организациях
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)2. Калинина И.Н. Планирование внутреннего аудита / И.Н. Калинина, М.А. Мокосеева, К.А. Дулунц // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. N 33 (1). С. 234 - 238. DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10862. EDN HMPPWP.
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)2. Калинина И.Н. Планирование внутреннего аудита / И.Н. Калинина, М.А. Мокосеева, К.А. Дулунц // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. N 33 (1). С. 234 - 238. DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10862. EDN HMPPWP.
Статья: Отказы в регистрации ипотеки
(Наумова Л.Н.)
("Закон", 2023, N 2)2. Желательно максимально автоматизировать заполнение закладных и договоров, по крайней мере, в части граф о заемщике, всех суммах, сроках, описании имущества. Правда, при этом необходимо, чтобы в программе отсутствовали ошибки и чтобы программа исключала возможность оставить обязательные для заполнения графы незаполненными. При планировании секьюритизации активов желательно устраивать внутренний аудит на предмет наличия в закладных ошибок, лишающих их силы ценной бумаги, а также иных ошибок в кредитно-обеспечительной документации. Этот процесс желательно тоже автоматизировать, поскольку ручная проверка может стоить довольно дорого или оказаться невозможной вовсе. По результатам проверки желательно вносить недостающие сведения в закладную, если в нее вносятся иные изменения.
(Наумова Л.Н.)
("Закон", 2023, N 2)2. Желательно максимально автоматизировать заполнение закладных и договоров, по крайней мере, в части граф о заемщике, всех суммах, сроках, описании имущества. Правда, при этом необходимо, чтобы в программе отсутствовали ошибки и чтобы программа исключала возможность оставить обязательные для заполнения графы незаполненными. При планировании секьюритизации активов желательно устраивать внутренний аудит на предмет наличия в закладных ошибок, лишающих их силы ценной бумаги, а также иных ошибок в кредитно-обеспечительной документации. Этот процесс желательно тоже автоматизировать, поскольку ручная проверка может стоить довольно дорого или оказаться невозможной вовсе. По результатам проверки желательно вносить недостающие сведения в закладную, если в нее вносятся иные изменения.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
Статья: Перспективы использования технологий искусственного интеллекта в работе внутреннего аудитора хозяйствующего субъекта
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Задачи регрессии во внутреннем аудите, как это указано в табл. 2, решаются для построения предикативных моделей, например для расчета возможной финансовой оценки ущерба от реализации риска в процессе планирования внутреннего аудита.
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Задачи регрессии во внутреннем аудите, как это указано в табл. 2, решаются для построения предикативных моделей, например для расчета возможной финансовой оценки ущерба от реализации риска в процессе планирования внутреннего аудита.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 14 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утв. Приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н (далее - Федеральный стандарт N 160н), формируется программа аудиторского мероприятия, которая содержит следующую информацию:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 14 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утв. Приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н (далее - Федеральный стандарт N 160н), формируется программа аудиторского мероприятия, которая содержит следующую информацию:
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита должны содержать принципы, в том числе принцип функциональной независимости, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 160н) <7> определяет порядок планирования и проведения аудиторских мероприятий, в том числе планирование внутреннего финансового аудита (годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия), проведение внутреннего финансового аудита, документирование аудиторских мероприятий, оценку бюджетных рисков и порядок привлечения должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт N 160н) <7> определяет порядок планирования и проведения аудиторских мероприятий, в том числе планирование внутреннего финансового аудита (годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия), проведение внутреннего финансового аудита, документирование аудиторских мероприятий, оценку бюджетных рисков и порядок привлечения должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий.