Плановые проверки опека
Подборка наиболее важных документов по запросу Плановые проверки опека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В противоположность статистическим данным, констатирующим успех, достигнутый на поприще устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, средства массовой информации с периодичностью освещают вопиющие случаи нарушения приемными родителями прав переданных им детей. И это несмотря на создание правового противовеса такому поведению - регулярной плановой проверки органами опеки и попечительства условий жизни подопечных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423, законодательно закрепленные меры их административной и уголовной ответственности - ст. 5.35 КоАП РФ <45>, ст. 156 УК РФ <46>, организацию школ приемных родителей <47> и социальное сопровождение семей.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В противоположность статистическим данным, констатирующим успех, достигнутый на поприще устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, средства массовой информации с периодичностью освещают вопиющие случаи нарушения приемными родителями прав переданных им детей. И это несмотря на создание правового противовеса такому поведению - регулярной плановой проверки органами опеки и попечительства условий жизни подопечных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423, законодательно закрепленные меры их административной и уголовной ответственности - ст. 5.35 КоАП РФ <45>, ст. 156 УК РФ <46>, организацию школ приемных родителей <47> и социальное сопровождение семей.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного: а) один раз в течение первого месяца после принятия ООиП решения о назначении опекуна; б) один раз в три месяца в течение первого года после принятия ООиП решения о назначении опекуна; в) один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия ООиП решения о назначении опекуна (п. 4);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного: а) один раз в течение первого месяца после принятия ООиП решения о назначении опекуна; б) один раз в три месяца в течение первого года после принятия ООиП решения о назначении опекуна; в) один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия ООиП решения о назначении опекуна (п. 4);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423
(ред. от 10.02.2020)
"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
(вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных")3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
(ред. от 10.02.2020)
"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
(вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных")3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
Приказ Минпросвещения России от 03.07.2024 N 461
"Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2024 N 79140)151. Сроки проведения плановых проверок органов опеки и попечительства и региональных операторов устанавливаются региональным оператором и федеральным оператором соответственно на основании плана проведения проверок (далее - план проверок), утверждаемого руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа государственной власти.
"Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2024 N 79140)151. Сроки проведения плановых проверок органов опеки и попечительства и региональных операторов устанавливаются региональным оператором и федеральным оператором соответственно на основании плана проведения проверок (далее - план проверок), утверждаемого руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа государственной власти.
Статья: Принцип добросовестности в семейном праве: сфера применения и пути толкования
(Алейникова В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, NN 4, 5)Так, в отношениях "родитель - третьи лица" презумпция добросовестности родителей, возлагая бремя доказывания обратного на третьих лиц, способствует недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи и обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав, что в конечном счете способствует достижению целей регулирования семейных отношений (п. 1 ст. 1 СК РФ) и защите слабой стороны семейного правоотношения. В практическом плане указанная презумпция защитит семьи от неправомерного вмешательства и незаконных действий органов опеки и попечительства, органов внутренних дел и иных лиц, ведь зачастую различного рода злоупотребления имеют место при реализации указанными лицами своих полномочий. В частности, при применении такой меры реагирования, как отобрание ребенка у родителей: "На момент проверки ребенок находился дома с матерью, делал уроки, мать находилась в трезвом состоянии, то есть контроль со стороны родителя был, безнадзорность отсутствовала. Понятие "социально-опасного положения" допускает очень широкое толкование... суд приходит к выводу о том, что ребенок изъят у матери незаконно, поскольку основания для изъятия ребенка у матери отсутствовали" <22>.
(Алейникова В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, NN 4, 5)Так, в отношениях "родитель - третьи лица" презумпция добросовестности родителей, возлагая бремя доказывания обратного на третьих лиц, способствует недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи и обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав, что в конечном счете способствует достижению целей регулирования семейных отношений (п. 1 ст. 1 СК РФ) и защите слабой стороны семейного правоотношения. В практическом плане указанная презумпция защитит семьи от неправомерного вмешательства и незаконных действий органов опеки и попечительства, органов внутренних дел и иных лиц, ведь зачастую различного рода злоупотребления имеют место при реализации указанными лицами своих полномочий. В частности, при применении такой меры реагирования, как отобрание ребенка у родителей: "На момент проверки ребенок находился дома с матерью, делал уроки, мать находилась в трезвом состоянии, то есть контроль со стороны родителя был, безнадзорность отсутствовала. Понятие "социально-опасного положения" допускает очень широкое толкование... суд приходит к выводу о том, что ребенок изъят у матери незаконно, поскольку основания для изъятия ребенка у матери отсутствовали" <22>.