Плата за аварийно-диспетчерское обеспечение
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за аварийно-диспетчерское обеспечение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 50 "Коммерческие и некоммерческие организации" ГК РФ"При этом, как верно отметили суды, нормы права, в частности пункт 1 статьи 1, абзац 3 пункта 1 статьи 2, пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Правил N 410, не предусматривают каких-либо дополнительных выплат (компенсации понесенных расходов) по аварийно-диспетчерскому обеспечению, входящему в обязанности ГРО, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах специализированной организацией."
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 N 19АП-4789/2023 по делу N А08-9216/2019
Требование: О взыскании задолженности по соглашению на аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Однако несвоевременное внесение изменений в Основные положения в части включения платы за аварийно-диспетчерское обеспечение в тариф на услуги по транспортировке газа не может являться основанием для возложения данных затрат на иной субъект экономической деятельности, как на управляющую компанию, так и на иную специализированную организацию. (Определение ВАС РФ от 11.02.2021 N АПЛ20-523).
Требование: О взыскании задолженности по соглашению на аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Однако несвоевременное внесение изменений в Основные положения в части включения платы за аварийно-диспетчерское обеспечение в тариф на услуги по транспортировке газа не может являться основанием для возложения данных затрат на иной субъект экономической деятельности, как на управляющую компанию, так и на иную специализированную организацию. (Определение ВАС РФ от 11.02.2021 N АПЛ20-523).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Границы антимонопольного вмешательства в договорные отношения
(Белик И.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)Практическую полезность данной позиции можно обнаружить, например, в деле N А47-3818/2019 <20>, где рассматривался спор между потребителем и газораспределительной организацией об изменении соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении газового оборудования. Суды со ссылкой на положения п. 2 и 4 ст. 428 ГК РФ исключили из договора обязанность потребителя оплачивать некоторые услуги, поскольку таковые не являлись необходимыми в силу нормативных правил, а потребитель согласился с редакцией газораспределительной организации лишь потому, что боялся потерять весь договор.
(Белик И.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)Практическую полезность данной позиции можно обнаружить, например, в деле N А47-3818/2019 <20>, где рассматривался спор между потребителем и газораспределительной организацией об изменении соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении газового оборудования. Суды со ссылкой на положения п. 2 и 4 ст. 428 ГК РФ исключили из договора обязанность потребителя оплачивать некоторые услуги, поскольку таковые не являлись необходимыми в силу нормативных правил, а потребитель согласился с редакцией газораспределительной организации лишь потому, что боялся потерять весь договор.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410
(ред. от 29.05.2023)
"О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования"
(вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению")б) представить в течение 3 месяцев в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021, предусматривающих включение платы за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа.
(ред. от 29.05.2023)
"О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования"
(вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению")б) представить в течение 3 месяцев в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021, предусматривающих включение платы за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.02.2021 N АПЛ20-523
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 11.11.2020 N АКПИ20-606, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев первого, третьего пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410>Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - АО "ГАЗЭКС", Общество), являющееся газораспределительной организацией, имеющей собственную аварийно-диспетчерскую службу, и осуществляющее в числе прочего деятельность по распределению газообразного топлива с целью получения прибыли, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзацев первого, третьего пункта 7 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091). В обоснование заявленного требования сослалось на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права и законные интересы Общества, предусмотренные пунктом 1 статьи 1, абзацем третьим пункта 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как возлагают на газораспределительные организации не предусмотренную Законом о газоснабжении публичную обязанность безвозмездно осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. При этом правовые механизмы компенсации понесенных затрат законодательно не определены, что создает для газораспределительных организаций неравные условия по сравнению с другими участниками гражданского оборота, лишает их возможности получать прибыль и возмещать понесенные расходы при осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 15/6 АО "ГАЗЭКС" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 июля 2019 г. N 1018/19 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 августа 2019 г., N 55723) утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "ГАЗЭКС" на территории Свердловской области. Газораспределительные организации, в том числе АО "ГАЗЭКС", обязаны осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов (жилых домов, домовладений), до которых осуществляют транспортировку газа, безвозмездно, поскольку в тарифах на транспортировку газа плата за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не учитывается. Указанная обязанность для газораспределительной организации является публичной и Общество не вправе отказать в предоставлении данной услуги.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 11.11.2020 N АКПИ20-606, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев первого, третьего пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410>Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - АО "ГАЗЭКС", Общество), являющееся газораспределительной организацией, имеющей собственную аварийно-диспетчерскую службу, и осуществляющее в числе прочего деятельность по распределению газообразного топлива с целью получения прибыли, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзацев первого, третьего пункта 7 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091). В обоснование заявленного требования сослалось на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права и законные интересы Общества, предусмотренные пунктом 1 статьи 1, абзацем третьим пункта 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как возлагают на газораспределительные организации не предусмотренную Законом о газоснабжении публичную обязанность безвозмездно осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. При этом правовые механизмы компенсации понесенных затрат законодательно не определены, что создает для газораспределительных организаций неравные условия по сравнению с другими участниками гражданского оборота, лишает их возможности получать прибыль и возмещать понесенные расходы при осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 15/6 АО "ГАЗЭКС" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 июля 2019 г. N 1018/19 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 августа 2019 г., N 55723) утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "ГАЗЭКС" на территории Свердловской области. Газораспределительные организации, в том числе АО "ГАЗЭКС", обязаны осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов (жилых домов, домовладений), до которых осуществляют транспортировку газа, безвозмездно, поскольку в тарифах на транспортировку газа плата за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не учитывается. Указанная обязанность для газораспределительной организации является публичной и Общество не вправе отказать в предоставлении данной услуги.