Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2022 N 306-ЭС22-11788 по делу N А55-15447/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по договору на использование ж/д пути, неустойки, подлежащей начислению на задолженность, взысканную по данному договору вступившим в законную силу судебным актом.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части взыскания неустойки, поскольку основания для взыскания неустойки и ее размер подтверждены. Во взыскании основной суммы задолженности отказано, поскольку доказательства использования ответчиком железнодорожных путей необщего пользования истца в спорный период отсутствуют.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания платы за пользование железнодорожными путями истца, суды исходили из отсутствия арендных отношений, прекращения действия договора на подачу и уборку вагонов и недоказанности факта действительного использования ответчиком железнодорожного пути необщего пользования, которое подлежало бы оплате в заявленном размере.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по договору на использование ж/д пути, неустойки, подлежащей начислению на задолженность, взысканную по данному договору вступившим в законную силу судебным актом.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части взыскания неустойки, поскольку основания для взыскания неустойки и ее размер подтверждены. Во взыскании основной суммы задолженности отказано, поскольку доказательства использования ответчиком железнодорожных путей необщего пользования истца в спорный период отсутствуют.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания платы за пользование железнодорожными путями истца, суды исходили из отсутствия арендных отношений, прекращения действия договора на подачу и уборку вагонов и недоказанности факта действительного использования ответчиком железнодорожного пути необщего пользования, которое подлежало бы оплате в заявленном размере.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 N 19АП-6184/2023 по делу N А14-18323/2019
Требование: Об урегулировании разногласий при заключении договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь.
Решение: Требование удовлетворено.Поскольку плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования не включена в Перечень работ (услут) субъектов естественных монополий в сфере ж.д. перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, то она относится к договорной плате. Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
Требование: Об урегулировании разногласий при заключении договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь.
Решение: Требование удовлетворено.Поскольку плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования не включена в Перечень работ (услут) субъектов естественных монополий в сфере ж.д. перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, то она относится к договорной плате. Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения5.5. Вывод из судебной практики: Договор о передаче за плату в пользование железнодорожных путей необщего пользования признается судом договором аренды.
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)В данном случае также важно учитывать, что само слово "деятельность" (имеется в виду деятельность обязанного лица) интерпретируется как минимум в двух возможных вариантах. Первый предполагает, что лицо действительно осуществляет деятельность, например, по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Тогда логично, что его понуждают к осуществлению именно этих действий, которые он и сам не раз добровольно выполнял. Вторая ситуация имеет место, когда лицо как таковую деятельность в принципе или применительно к определенному объекту, принадлежащему ему на праве собственности, может и не осуществлять. Например, оно имеет на праве собственности или на ином законном основании определенный актив, которым, может быть, и не планировало распоряжаться, но использует его в рамках своей собственной деятельности. Однако если этот актив в силу своих специфических свойств необходим и для других участников рынка, то в ряде случаев может возникнуть вопрос о понуждении такого лица к предоставлению доступа к этому активу за соразмерную плату (например, если лицо владеет железнодорожными путями необщего пользования, использование которых требуется перевозчику для исполнения своих обязанностей и у перевозчика отсутствует альтернатива). Признание в таком случае лица обязанным к заключению договора по предоставлению доступа к указанным путям предполагает, что этот случай или является исключением из такого признака публичного договора, как деятельность (возможно, в этой части правила о публичном договоре используются в сфере, в которой должны применяться правила о сервитутах), или термин "деятельность" интерпретируется несколько иначе и включает в себя ситуации, когда лицо становится собственником значимой инфраструктуры и должно отдавать себе отчет, что оно при наличии соответствующих заинтересованных лиц обязано допустить каждого из них к использованию инфраструктуры (т.е. обязано к осуществлению деятельности). В зависимости от того, что именно предполагает термин "предоставление доступа к инфраструктуре" в конкретном случае, иногда (когда речь идет об использовании объекта обязанного лица), вероятно, требование о заключении договора в действительности будет требованием об установлении сервитута, а иногда (когда речь идет о понуждении обязанного лица к определенным действиям) - об осуществлении деятельности, которую должник ввиду ее характера обязан осуществлять в отношении каждого, кто обратится.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)В данном случае также важно учитывать, что само слово "деятельность" (имеется в виду деятельность обязанного лица) интерпретируется как минимум в двух возможных вариантах. Первый предполагает, что лицо действительно осуществляет деятельность, например, по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Тогда логично, что его понуждают к осуществлению именно этих действий, которые он и сам не раз добровольно выполнял. Вторая ситуация имеет место, когда лицо как таковую деятельность в принципе или применительно к определенному объекту, принадлежащему ему на праве собственности, может и не осуществлять. Например, оно имеет на праве собственности или на ином законном основании определенный актив, которым, может быть, и не планировало распоряжаться, но использует его в рамках своей собственной деятельности. Однако если этот актив в силу своих специфических свойств необходим и для других участников рынка, то в ряде случаев может возникнуть вопрос о понуждении такого лица к предоставлению доступа к этому активу за соразмерную плату (например, если лицо владеет железнодорожными путями необщего пользования, использование которых требуется перевозчику для исполнения своих обязанностей и у перевозчика отсутствует альтернатива). Признание в таком случае лица обязанным к заключению договора по предоставлению доступа к указанным путям предполагает, что этот случай или является исключением из такого признака публичного договора, как деятельность (возможно, в этой части правила о публичном договоре используются в сфере, в которой должны применяться правила о сервитутах), или термин "деятельность" интерпретируется несколько иначе и включает в себя ситуации, когда лицо становится собственником значимой инфраструктуры и должно отдавать себе отчет, что оно при наличии соответствующих заинтересованных лиц обязано допустить каждого из них к использованию инфраструктуры (т.е. обязано к осуществлению деятельности). В зависимости от того, что именно предполагает термин "предоставление доступа к инфраструктуре" в конкретном случае, иногда (когда речь идет об использовании объекта обязанного лица), вероятно, требование о заключении договора в действительности будет требованием об установлении сервитута, а иногда (когда речь идет о понуждении обязанного лица к определенным действиям) - об осуществлении деятельности, которую должник ввиду ее характера обязан осуществлять в отношении каждого, кто обратится.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)Статья 62. Вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
(ред. от 19.10.2023)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)Статья 62. Вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.