Подсудность споров воздушной перевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность споров воздушной перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Исковое заявление в суд общей юрисдикции о выплате компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни пассажира при воздушной перевозке
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)<1> Дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, подсудны районным судам (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)<1> Дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, подсудны районным судам (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 N 1863-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иоч Елизаветы Валерьевны на нарушение ее конституционных прав статьей 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьями 29, 30 и 403 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"Как следует из представленных материалов, определением мирового судьи, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, дело с участием заявительницы по спору, вытекающему из договора международной воздушной перевозки, по ходатайству ответчика было передано по подсудности в суд по месту его нахождения со ссылкой на положения международно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере международной воздушной перевозки, включая вопросы подсудности. Довод Е.В. Иоч о том, что она как потребитель согласно федеральному законодательству имеет право на рассмотрение ее иска к перевозчику в суде по месту своего жительства, был отклонен судами, поскольку соответствующие международно-правовые нормы не допускают возможности предъявления таких исков по месту жительства потребителя.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иоч Елизаветы Валерьевны на нарушение ее конституционных прав статьей 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьями 29, 30 и 403 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"Как следует из представленных материалов, определением мирового судьи, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, дело с участием заявительницы по спору, вытекающему из договора международной воздушной перевозки, по ходатайству ответчика было передано по подсудности в суд по месту его нахождения со ссылкой на положения международно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере международной воздушной перевозки, включая вопросы подсудности. Довод Е.В. Иоч о том, что она как потребитель согласно федеральному законодательству имеет право на рассмотрение ее иска к перевозчику в суде по месту своего жительства, был отклонен судами, поскольку соответствующие международно-правовые нормы не допускают возможности предъявления таких исков по месту жительства потребителя.
Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 N 212-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Авиакомпания "Самара" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 32 и пунктами 2 и 5 статьи 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"1. Сызранский городской суд Самарской области удовлетворил ходатайство ОАО "Авиакомпания "Самара" о передаче в другой суд - в соответствии с правилами о подсудности - гражданского дела по спору, возникшему из договора перевозки пассажира воздушным транспортом. Председатель Самарского областного суда опротестовал указанное решение, и оно было отменено президиумом этого суда, заседание которого проводилось под его председательством.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Авиакомпания "Самара" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 32 и пунктами 2 и 5 статьи 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"1. Сызранский городской суд Самарской области удовлетворил ходатайство ОАО "Авиакомпания "Самара" о передаче в другой суд - в соответствии с правилами о подсудности - гражданского дела по спору, возникшему из договора перевозки пассажира воздушным транспортом. Председатель Самарского областного суда опротестовал указанное решение, и оно было отменено президиумом этого суда, заседание которого проводилось под его председательством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Начнем с положительных моментов. Применение судами норм таких процессуальных институтов, как отказ в принятии иска, прекращение производства по делу за неподведомственностью, наряду с положениями международных договоров Российской Федерации и гл. 44 "Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации" ГПК РФ позволяет думать, что суды определяли в первую очередь международную подсудность спора из договора воздушной перевозки.
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Начнем с положительных моментов. Применение судами норм таких процессуальных институтов, как отказ в принятии иска, прекращение производства по делу за неподведомственностью, наряду с положениями международных договоров Российской Федерации и гл. 44 "Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации" ГПК РФ позволяет думать, что суды определяли в первую очередь международную подсудность спора из договора воздушной перевозки.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Во-первых, как следует из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ, необходимым условием для отказа в применении пророгационного соглашения является оспаривание потребителем его условий. Во-вторых, правила ст. 29 ГПК РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей, равно как и названное Постановление Пленума ВС РФ, применяются, как справедливо отмечает А.И. Щукин <14>, для определения подсудности внутренних споров.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Во-первых, как следует из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ, необходимым условием для отказа в применении пророгационного соглашения является оспаривание потребителем его условий. Во-вторых, правила ст. 29 ГПК РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей, равно как и названное Постановление Пленума ВС РФ, применяются, как справедливо отмечает А.И. Щукин <14>, для определения подсудности внутренних споров.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
Постановление ВЦИК от 10.07.1923
(ред. от 31.01.1958)
"О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р."
(вместе с "Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.")из договоров железнодорожных, водных и воздушных перевозок - на сумму до 10000 рублей, кроме споров по генеральным договорам о массовых плановых перевозках;
(ред. от 31.01.1958)
"О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р."
(вместе с "Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.")из договоров железнодорожных, водных и воздушных перевозок - на сумму до 10000 рублей, кроме споров по генеральным договорам о массовых плановых перевозках;