Подтверждение статуса малоимущего
Подборка наиболее важных документов по запросу Подтверждение статуса малоимущего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 88-19233/2024 (УИД 31RS0022-01-2023-004209-96)
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в виде отдельной квартиры.
Обстоятельства: Истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному способу, улучшение жилищных условий осуществляется в порядке очередности, право на внеочередное улучшение жилищных условий истец не имеет.
Решение: Отказано.30 июня 2021 г. истец обратился в администрацию г. Белгорода с заявлением о признании его малоимущим, а также подтверждения статуса нуждающегося в целях получения жилого помещения по договору социального найма. Указанное заявление было рассмотрено на заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при жилищном управлении администрации г. Белгорода (протокол N от 11 августа 2021 г.). Комиссией было принято решение об отказе в удовлетворении заявления на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку истцом представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в виде отдельной квартиры.
Обстоятельства: Истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному способу, улучшение жилищных условий осуществляется в порядке очередности, право на внеочередное улучшение жилищных условий истец не имеет.
Решение: Отказано.30 июня 2021 г. истец обратился в администрацию г. Белгорода с заявлением о признании его малоимущим, а также подтверждения статуса нуждающегося в целях получения жилого помещения по договору социального найма. Указанное заявление было рассмотрено на заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при жилищном управлении администрации г. Белгорода (протокол N от 11 августа 2021 г.). Комиссией было принято решение об отказе в удовлетворении заявления на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку истцом представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 N 88-24611/2024 (УИД 43RS0001-01-2023-009548-24)
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Установлено, что до настоящего времени истица на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала. При этом признание истицы малоимущей ранее не может являться основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди в настоящее время, поскольку ранее малоимущей она была признана именно в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда семье из 3 человек и право на предоставление такого жилого помещения уже было реализовано.
Решение: Отказано.Соответственно, является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что признание Г.Т. малоимущей ранее в 2015 году после реализации права на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда, изменения состава семьи, а также приобретения в собственность иного жилого помещения, не может являться основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди в настоящее время, поскольку статус малоимущего истцом не подтвержден в настоящее время.
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Установлено, что до настоящего времени истица на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не встала. При этом признание истицы малоимущей ранее не может являться основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди в настоящее время, поскольку ранее малоимущей она была признана именно в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда семье из 3 человек и право на предоставление такого жилого помещения уже было реализовано.
Решение: Отказано.Соответственно, является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что признание Г.Т. малоимущей ранее в 2015 году после реализации права на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда, изменения состава семьи, а также приобретения в собственность иного жилого помещения, не может являться основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди в настоящее время, поскольку статус малоимущего истцом не подтвержден в настоящее время.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выселение из общежитий: теория и судебная практика
(Алексеева Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Подводя итог всему вышеуказанному, можно сделать вывод, что на настоящий момент жилищным законодательством в достаточной мере регулируется вопрос выселения граждан из жилых помещений в общежитии. Однако все же остаются аспекты, которые требуют доработок. Так, в судебной практике часто возникают вопросы по поводу определения статуса гражданина как имеющего право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении при применении ст. 13 Вводного закона. В данном случае требуется внести поправки в п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14, которые бы конкретизировали, что гражданами, имеющими право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются малоимущие граждане. В свою очередь, для подтверждения статуса малоимущего суды должны запрашивать справку или иной документ о признании лица малоимущим от соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, представляется необходимым закрепить в одном из Обзоров судебной практики Верховного Суда РФ либо в том же Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14, что независимо от законности или незаконности возникновения права пользования договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке либо прекратить свое действие при наступлении указанных в законе обстоятельств.
(Алексеева Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Подводя итог всему вышеуказанному, можно сделать вывод, что на настоящий момент жилищным законодательством в достаточной мере регулируется вопрос выселения граждан из жилых помещений в общежитии. Однако все же остаются аспекты, которые требуют доработок. Так, в судебной практике часто возникают вопросы по поводу определения статуса гражданина как имеющего право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении при применении ст. 13 Вводного закона. В данном случае требуется внести поправки в п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14, которые бы конкретизировали, что гражданами, имеющими право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются малоимущие граждане. В свою очередь, для подтверждения статуса малоимущего суды должны запрашивать справку или иной документ о признании лица малоимущим от соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, представляется необходимым закрепить в одном из Обзоров судебной практики Верховного Суда РФ либо в том же Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14, что независимо от законности или незаконности возникновения права пользования договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке либо прекратить свое действие при наступлении указанных в законе обстоятельств.
Статья: Ограничения реализации и защита права граждан на получение жилого помещения по договору социального найма
(Борисова Л.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Учитывая изложенное, представляется необходимым установить единую практику применения предписаний жилищного законодательства по внеочередному предоставлению социального жилья гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, без подтверждения статуса малоимущего. Позиция же Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ умаляет, на наш взгляд, права данных лиц, которые, как справедливо отмечено в докладе Уполномоченного по правам человека в Архангельской области, "фактически обречены до конца своих дней проживать в помещениях, которые нельзя назвать жилыми" <14>.
(Борисова Л.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Учитывая изложенное, представляется необходимым установить единую практику применения предписаний жилищного законодательства по внеочередному предоставлению социального жилья гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, без подтверждения статуса малоимущего. Позиция же Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ умаляет, на наш взгляд, права данных лиц, которые, как справедливо отмечено в докладе Уполномоченного по правам человека в Архангельской области, "фактически обречены до конца своих дней проживать в помещениях, которые нельзя назвать жилыми" <14>.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)5. В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)5. В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.
Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О
"По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Постановлением Конституционного Суда Республики Марий Эл от 26 марта 2010 года, вынесенным по жалобе Ю.А. Кудряшова, положения статьи 3 указанного Закона Республики Марий Эл признаны не противоречащими статьям 2, 7 (часть 1), 9 (часть 2), 18, 40 (часть 3) Конституции Республики Марий Эл, поскольку в системе действующего правового регулирования они не препятствуют в реализации конституционных прав инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенного в установленный Правительством Российской Федерации Перечень, и не исключают обязанность органа местного самоуправления принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из государственного жилищного фонда. Конституционный Суд Республики Марий Эл указал, в частности, что из смысла и содержания оспариваемой заявителем статьи республиканского Закона в системной связи со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", частью 3 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 51 и статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления при наличии оснований принимает решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не только из муниципального, но и из государственного жилищного фонда, включая жилищный фонд Российской Федерации, а подтверждение статуса малоимущего является условием признания нуждаемости лишь при предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
"По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Постановлением Конституционного Суда Республики Марий Эл от 26 марта 2010 года, вынесенным по жалобе Ю.А. Кудряшова, положения статьи 3 указанного Закона Республики Марий Эл признаны не противоречащими статьям 2, 7 (часть 1), 9 (часть 2), 18, 40 (часть 3) Конституции Республики Марий Эл, поскольку в системе действующего правового регулирования они не препятствуют в реализации конституционных прав инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, включенного в установленный Правительством Российской Федерации Перечень, и не исключают обязанность органа местного самоуправления принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из государственного жилищного фонда. Конституционный Суд Республики Марий Эл указал, в частности, что из смысла и содержания оспариваемой заявителем статьи республиканского Закона в системной связи со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", частью 3 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 51 и статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления при наличии оснований принимает решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не только из муниципального, но и из государственного жилищного фонда, включая жилищный фонд Российской Федерации, а подтверждение статуса малоимущего является условием признания нуждаемости лишь при предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
Статья: Высшее образование как платная образовательная услуга в 2023/24 учебном году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 9)В сентябре 2023 года два студента принесли справки, им предоставлена скидка на 2023/24 учебный год. Согласно учетной политике учреждения скидка предоставляется на один учебный год. В следующем году статус надо подтверждать снова.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 9)В сентябре 2023 года два студента принесли справки, им предоставлена скидка на 2023/24 учебный год. Согласно учетной политике учреждения скидка предоставляется на один учебный год. В следующем году статус надо подтверждать снова.
Статья: Алименты как составляющая системы социальной поддержки и защиты малообеспеченных (малоимущих) категорий граждан
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Также и для получения статуса малообеспеченного необходимо установить нуждаемость лица, которая вряд ли подтвердится в случае получения лицом алиментов от их плательщика. Более того, в случае сокрытия получения доходов лицо теряет приобретенный статус и возможность в будущем получать денежное вспомоществование от государства.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Также и для получения статуса малообеспеченного необходимо установить нуждаемость лица, которая вряд ли подтвердится в случае получения лицом алиментов от их плательщика. Более того, в случае сокрытия получения доходов лицо теряет приобретенный статус и возможность в будущем получать денежное вспомоществование от государства.
Статья: Некоторые проблемы внеочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан: анализ правоприменительной практики
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Одно время положения этого пункта трактовались так, что только факта признания жилого помещения, в котором проживают такие граждане, достаточно для того, чтобы они могли претендовать на внеочередное предоставление жилья. Однако это не так. Указанным лицам сначала необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что прямо следует из названия ст. 57 ЖК РФ, а ставят их на учет после вступления в силу ЖК РФ, если они соответствуют не только критерию нуждаемости (ст. 51 ЖК РФ), но и являются малоимущими (ст. 49 ЖК РФ); к специальной категории субъектов, которые могут претендовать на жилье по социальному найму независимо от имущественного статуса (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ), они не относятся. Соответствующий подход подтвержден как Конституционным Судом РФ, так и Верховным Судом РФ <1>. В то же время точка зрения, что таким лицам должно быть предоставлено другое жилое помещение во внеочередном порядке вне зависимости от имущественного статуса, заслуживает поддержки <2>, хотя бы потому, что сам факт признания жилого помещения непригодным для проживания при невозможности его ремонта свидетельствует о том, что дом надлежащим образом не содержался. Следовательно, наймодатель по договору социального найма, которым является, как правило, местная администрация, длительное время игнорировал исполнение своих обязанностей по договору, что и привело к неустранимой непригодности жилого помещения. При этом следует учитывать, что в порядке приватизации гражданам должно было передаваться пригодное для проживания, капитально отремонтированное жилье.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Одно время положения этого пункта трактовались так, что только факта признания жилого помещения, в котором проживают такие граждане, достаточно для того, чтобы они могли претендовать на внеочередное предоставление жилья. Однако это не так. Указанным лицам сначала необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что прямо следует из названия ст. 57 ЖК РФ, а ставят их на учет после вступления в силу ЖК РФ, если они соответствуют не только критерию нуждаемости (ст. 51 ЖК РФ), но и являются малоимущими (ст. 49 ЖК РФ); к специальной категории субъектов, которые могут претендовать на жилье по социальному найму независимо от имущественного статуса (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ), они не относятся. Соответствующий подход подтвержден как Конституционным Судом РФ, так и Верховным Судом РФ <1>. В то же время точка зрения, что таким лицам должно быть предоставлено другое жилое помещение во внеочередном порядке вне зависимости от имущественного статуса, заслуживает поддержки <2>, хотя бы потому, что сам факт признания жилого помещения непригодным для проживания при невозможности его ремонта свидетельствует о том, что дом надлежащим образом не содержался. Следовательно, наймодатель по договору социального найма, которым является, как правило, местная администрация, длительное время игнорировал исполнение своих обязанностей по договору, что и привело к неустранимой непригодности жилого помещения. При этом следует учитывать, что в порядке приватизации гражданам должно было передаваться пригодное для проживания, капитально отремонтированное жилье.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Суды правомерно указали, что основанием для обеспечения лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. В соответствии с комментируемой статьей обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется независимо от их имущественного положения. Таким образом, федеральным законодательством для вышеуказанной категории исключена необходимость подтверждать статус малоимущих при постановке на жилищный учет. Других исключений (включая нуждаемость в улучшении жилищных условий) при постановке на учет действующим законодательством не предусмотрено.
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Суды правомерно указали, что основанием для обеспечения лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. В соответствии с комментируемой статьей обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется независимо от их имущественного положения. Таким образом, федеральным законодательством для вышеуказанной категории исключена необходимость подтверждать статус малоимущих при постановке на жилищный учет. Других исключений (включая нуждаемость в улучшении жилищных условий) при постановке на учет действующим законодательством не предусмотрено.