Подведомственность гражданских и административных дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Подведомственность гражданских и административных дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 2: Гражданин (Организация, ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС
(КонсультантПлюс, 2024)суд признал доказательства по делу недопустимыми, т.к. административное расследование проведено формально, а не фактически, дело рассмотрено с нарушением подведомственности - не по месту выявления правонарушения
(КонсультантПлюс, 2024)суд признал доказательства по делу недопустимыми, т.к. административное расследование проведено формально, а не фактически, дело рассмотрено с нарушением подведомственности - не по месту выявления правонарушения
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 N 18АП-2630/2024 по делу N А07-30348/2022
Требование: О признании незаконными решения органа исполнительной власти субъекта РФ об отказе в удовлетворении заявки ООО на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр, письма об отказе в удовлетворении заявки ООО, обязании организовать проведение аукциона на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр, не применять некоторые пункты порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.В постановлении от 16.06.1998 N 19-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционное закрепление его исключительного полномочия по проверке конституционности нормативных правовых актов, перечисленных в статье 125 (пункты "а", "б" части 2) Конституции Российской Федерации, не затрагивает положение ее статьи 120 (часть 2), согласно которому другие суды не должны принимать решения, руководствуясь актом государственного или иного органа, не соответствующим закону. Имея в виду это конституционное требование, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что статья 13 ГК Российской Федерации, дающая право судам признавать недействительными нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом, сама по себе не исключает для граждан возможность реализовать конституционное право на судебную защиту в других процессуальных формах, которые установлены законодателем для конкретных категорий дел и обусловлены характером нарушений, влекущих возбуждение гражданского, уголовного, административного или конституционного судопроизводства, причем именно в том суде, к чьей подведомственности (подсудности) относится дело (определения от 14.12.1999 N 220-О, от 19.04.2001 N 87-О и др.). Вытекающая из статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность суда, разрешая любое дело, оценить подлежащие применению нормативные правовые акты в их иерархии и в случае их противоречия принять решение в соответствии с положениями, имеющими большую юридическую силу (за исключением случая, когда суд, сделав вывод о неконституционности подлежащего применению закона, обязан приостановить производство по делу и обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации), означает, по сути, что право граждан оспорить в судебном порядке непосредственно нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с использованием судебного механизма (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 1782-О, N 1784-О и др.). Приведенные правовые позиции, основанные на императивных нормах Конституции Российской Федерации, являются действующими и подлежат учету всеми судами.
Требование: О признании незаконными решения органа исполнительной власти субъекта РФ об отказе в удовлетворении заявки ООО на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр, письма об отказе в удовлетворении заявки ООО, обязании организовать проведение аукциона на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр, не применять некоторые пункты порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.В постановлении от 16.06.1998 N 19-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционное закрепление его исключительного полномочия по проверке конституционности нормативных правовых актов, перечисленных в статье 125 (пункты "а", "б" части 2) Конституции Российской Федерации, не затрагивает положение ее статьи 120 (часть 2), согласно которому другие суды не должны принимать решения, руководствуясь актом государственного или иного органа, не соответствующим закону. Имея в виду это конституционное требование, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что статья 13 ГК Российской Федерации, дающая право судам признавать недействительными нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом, сама по себе не исключает для граждан возможность реализовать конституционное право на судебную защиту в других процессуальных формах, которые установлены законодателем для конкретных категорий дел и обусловлены характером нарушений, влекущих возбуждение гражданского, уголовного, административного или конституционного судопроизводства, причем именно в том суде, к чьей подведомственности (подсудности) относится дело (определения от 14.12.1999 N 220-О, от 19.04.2001 N 87-О и др.). Вытекающая из статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность суда, разрешая любое дело, оценить подлежащие применению нормативные правовые акты в их иерархии и в случае их противоречия принять решение в соответствии с положениями, имеющими большую юридическую силу (за исключением случая, когда суд, сделав вывод о неконституционности подлежащего применению закона, обязан приостановить производство по делу и обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации), означает, по сути, что право граждан оспорить в судебном порядке непосредственно нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с использованием судебного механизма (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 1782-О, N 1784-О и др.). Приведенные правовые позиции, основанные на императивных нормах Конституции Российской Федерации, являются действующими и подлежат учету всеми судами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> См.: Бельтюкова И.М. Проблемы разграничения подведомственности гражданских и административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции // Юрид. вестн. Самарского ун-та. 2017. N 1. С. 92; Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2018 N 81-КГ17-27; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.12.2019 по делу N 33а-21937/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> См.: Бельтюкова И.М. Проблемы разграничения подведомственности гражданских и административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции // Юрид. вестн. Самарского ун-та. 2017. N 1. С. 92; Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2018 N 81-КГ17-27; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.12.2019 по делу N 33а-21937/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Есть ли подведомственность? (Преподавание, наука, практика)
(Воронов А.Ф.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 5)3. Термины "подведомственность" и "подсудность" сочетаются прежде всего с понятием "дело". Что оно означает? Представляется, что вряд ли корректно говорить о "подведомственности административного дела", "подведомственности гражданского дела", "подведомственности экономического дела" и т.д. в контексте определения подведомственности. Надо говорить о подведомственности просто "дела", поскольку вначале и заинтересованным лицам, и судьям, и служащим и работникам других государственных и иных органов зачастую достаточно трудно определить, какое это дело. Дела нет ни в процессуальном смысле (оно не возбуждено), ни в смысле делопроизводства: оно не сформировано, не зарегистрировано, ему не присвоен номер. Есть просто проблема, возможно, правовая проблема, ситуация, которую лицо пытается разрешить, возможно, правовой спор, разногласие, issue, matter, dispute.
(Воронов А.Ф.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 5)3. Термины "подведомственность" и "подсудность" сочетаются прежде всего с понятием "дело". Что оно означает? Представляется, что вряд ли корректно говорить о "подведомственности административного дела", "подведомственности гражданского дела", "подведомственности экономического дела" и т.д. в контексте определения подведомственности. Надо говорить о подведомственности просто "дела", поскольку вначале и заинтересованным лицам, и судьям, и служащим и работникам других государственных и иных органов зачастую достаточно трудно определить, какое это дело. Дела нет ни в процессуальном смысле (оно не возбуждено), ни в смысле делопроизводства: оно не сформировано, не зарегистрировано, ему не присвоен номер. Есть просто проблема, возможно, правовая проблема, ситуация, которую лицо пытается разрешить, возможно, правовой спор, разногласие, issue, matter, dispute.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)Статья 17. Подведомственность административных дел судам
(ред. от 08.08.2024)Статья 17. Подведомственность административных дел судам
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.