Подведомственность правонарушений в форме бездействия

Подборка наиболее важных документов по запросу Подведомственность правонарушений в форме бездействия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1070 "Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" ГК РФ"При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что из положений ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена вступившим в законную силу приговором суда. Суд правильно указал, что в настоящее время в законодательном порядке вопрос об основаниях и порядке возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), не урегулирован; также не определены подведомственность и подсудность дел применительно к случаям, когда вина судьи установлена не приговором, а иным судебным решением; не решен в таких случаях в законе и вопрос о возмещении вреда."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность гражданских дел мировому судье и районному суду
(КонсультантПлюс, 2024)
...Отказывая в принятии искового заявления, суд... исходил из состава участников спорного правоотношения, а также предмета иска, которым является возмещение вреда, причиненного юридическому лицу в результате действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, и пришел к выводу о подведомственности данного спора арбитражному суду.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Пределы судебного контроля при обжаловании решений, действий и бездействия должностных лиц
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)
В статье рассмотрены особенности судебной, административной и иных форм разрешения споров, возникающих при осуществлении должностными лицами своих полномочий. Авторами проанализирована концепция профессора Д.М. Чечота о делении всей компетенции государственных органов на несколько групп и особое внимание уделено административным действиям, основанным на усмотрении должностного лица. В статье дана современная интерпретация аргументов Д.М. Чечота о невозможности судебного контроля в отношении административных действий, основанных на усмотрении должностного лица; приведены правовые позиции ВС РФ, в которых осуществлена попытка определить пределы административного усмотрения. Освещая вопросы подведомственности дел об обжаловании решений, действий, бездействия должностных лиц, авторами обращено внимание на ряд преимуществ альтернативной и императивной подведомственности: вышестоящее должностное лицо, отменяя обжалуемое решение, 1) вправе принять заменяющий акт; 2) уполномочено возложить точно сформулированную обязанность на подчиненного; 3) способно преодолеть усмотрение должностного лица, не нарушая принципа разделения властей. Применение договорной подведомственности (медиация, переговоры) ограничено ввиду отсутствия ясности в вопросе возможных уступок, которые могло бы совершить должностное лицо при оказании государственной услуги.
Статья: Применение теории охранительных правоотношений к защите прав и свобод человека, защищаемых Европейской конвенцией: исторический аспект
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 2)
В упомянутом Постановлении конвенционные нормы в их интерпретации ЕСПЧ не только использованы для обоснования правовой позиции КС РФ по делу, но и вынесены в резолютивную часть решения <2>; было дано толкование оспариваемой нормы в системном единстве с положениями ст. 6 и 41 Европейской конвенции, тем самым было исключено неконституционное толкование и правоприменение; одновременно было указано Федеральному Собранию о необходимости в законодательном порядке урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность данной категории дел.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"
68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.