Подзаконный акт не может противоречить закону

Подборка наиболее важных документов по запросу Подзаконный акт не может противоречить закону (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 76 Конституции РФ"Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 21 "Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике" Федерального закона "Об электроэнергетике""Основные правила приняты Правительством Российской Федерации в целях реализации полномочий, предусмотренных статьей 21 Закона N 35-ФЗ. Толкование положений Основных правил в правоприменительной практике не может противоречить императивным требованиям вышеуказанного закона, имеющим большую юридическую силу, чем подзаконные нормативные правовые акты."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Право граждан присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)
На наш взгляд, акты подзаконного правотворчества должны функционально продолжать мысль законодателя. То есть давать развернутый ответ: каким образом и при каких условиях претворяются в жизнь предписания норм законов? Кроме того, подзаконные акты не могут противоречить вышестоящим актам и включать тезисы, ограничивающие права и свободы. Но неполнота законодательного регулирования приводит к отклонению от доктринального подхода к структурированию источников права, фактически к попранию общеправовых принципов. Как результат, встречаются противоречивые подходы в подзаконном нормировании однородных общественных отношений [17, с. 35; 18, с. 120]. Что, кстати, видно на примере общественных отношений по поводу реализации гражданами права присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти. Судебная практика тому подтверждение.
Статья: Типовые контракты, типовые условия контрактов: практика применения
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)
Пример правовой оценки. Проект договора содержит условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, не соответствующее требованиям ч. 4, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Ссылку заказчика на условия типового контракта комиссия антимонопольного органа полагает несостоятельной, т.к. подзаконный нормативный правовой акт не может противоречить требованиям федерального закона, а положения Приказа Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 - требованиям Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 <7>.