Поэтапное повышение пенсионного возраста
Подборка наиболее важных документов по запросу Поэтапное повышение пенсионного возраста (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""Довод кассационной жалобы о том, что истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ранее действующему пенсионному законодательству вследствие достижения возраста и соблюдения иных обязательных условий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ до вступления в действие поэтапного повышения пенсионного возраста основан на неправильном толковании норм материального права и не влечет отмену обжалуемых судебных постановлений."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12 "Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях""Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 1.2 статьи 8, части 1 статьи 11, пункта 2 части 1 статьи 12, статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", который вступил в силу с 01 января 2019 года и которым предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста, исходил из того в страховой стаж в целях назначения досрочной страховой пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ подлежат включению только периоды, прямо предусмотренные в законе, к которым период обучения в профессиональном училище и период прохождения военной службы по призыву не относятся."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нетрудоспособность гражданина как основание возникновения права на обязательную долю в наследстве
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)Женщины с четырьмя и тремя детьми. Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях женщины, родившие четырех детей и воспитавшие их до достижения 8-летнего возраста, при наличии страхового стажа не менее 15 лет приобретают право на пенсию по достижении 56 лет - на шесть лет позже, чем имеющие пятерых детей. Женщинам, родившим и воспитавших трех детей, пенсия может быть назначена при тех же условиях, но по достижении 57 лет (п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Как отмечает С.А. Чирков, в первое время поэтапного повышение пенсионного возраста льготы по назначению досрочной пенсии матерям, имеющим трех или четырех детей, являются "спящими", поскольку право на обычную страховую пенсию по старости у них возникает раньше, чем на досрочную "многодетную". Так, в 2019 г. страховая пенсия по старости женщинам могла быть назначена по достижении 55,5 лет, а в 2020 г. - 56,5 <13>. Фактически льгота, установленная для женщин с четырьмя детьми, станет актуальной со второй половины 2020 г., а для матерей с тремя детьми - в 2021 г., когда пенсионный возраст для назначения женщинам обычной страховой пенсии по старости будет составлять 58 лет. Для женщин с меньшим числом детей или бездетных этот возраст будет повышаться и далее, пока не достигнет 60 лет.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)Женщины с четырьмя и тремя детьми. Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях женщины, родившие четырех детей и воспитавшие их до достижения 8-летнего возраста, при наличии страхового стажа не менее 15 лет приобретают право на пенсию по достижении 56 лет - на шесть лет позже, чем имеющие пятерых детей. Женщинам, родившим и воспитавших трех детей, пенсия может быть назначена при тех же условиях, но по достижении 57 лет (п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Как отмечает С.А. Чирков, в первое время поэтапного повышение пенсионного возраста льготы по назначению досрочной пенсии матерям, имеющим трех или четырех детей, являются "спящими", поскольку право на обычную страховую пенсию по старости у них возникает раньше, чем на досрочную "многодетную". Так, в 2019 г. страховая пенсия по старости женщинам могла быть назначена по достижении 55,5 лет, а в 2020 г. - 56,5 <13>. Фактически льгота, установленная для женщин с четырьмя детьми, станет актуальной со второй половины 2020 г., а для матерей с тремя детьми - в 2021 г., когда пенсионный возраст для назначения женщинам обычной страховой пенсии по старости будет составлять 58 лет. Для женщин с меньшим числом детей или бездетных этот возраст будет повышаться и далее, пока не достигнет 60 лет.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 N 1089-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>В совокупности при реализации благоприятного прогноза Федеральной службы государственной статистики численность трудоспособного населения в Северо-Кавказском федеральном округе увеличится на 644,6 тыс. человек, в том числе на 303,9 тыс. человек - в результате поэтапного повышения пенсионного возраста, а 149,5 тыс. человек впервые выйдут на рынок труда в период до 2030 года.
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>В совокупности при реализации благоприятного прогноза Федеральной службы государственной статистики численность трудоспособного населения в Северо-Кавказском федеральном округе увеличится на 644,6 тыс. человек, в том числе на 303,9 тыс. человек - в результате поэтапного повышения пенсионного возраста, а 149,5 тыс. человек впервые выйдут на рынок труда в период до 2030 года.
"Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года"
(утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13)поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста в целях создания условий для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе для ежегодной индексации пенсий;
(утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13)поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста в целях создания условий для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе для ежегодной индексации пенсий;