Показатели финансовой устойчивости банка

Подборка наиболее важных документов по запросу Показатели финансовой устойчивости банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2023 N 303-ЭС21-23876 по делу N А04-3470/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков в размере стоимости облигаций.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как депозитарий, являвшийся одновременно и брокером, ввел депонента в заблуждение, не предоставил надлежащую информацию о финансовых рисках; причинно-следственная связь между действиями депозитария и убытками в размере стоимости списанных облигаций доказана.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Банк оказывал брокерские услуги, в рамках которых осуществлял приобретение в интересах клиентов указанных облигаций, обладая при этом информацией, что риски выплат по облигациям находятся в прямой зависимости от показателей собственной финансовой устойчивости банка. В отношении Травкина Г.А. им были совершены недобросовестные действия, которые выразились в том, что предприниматель по формальным основаниям был признан банком квалифицированным инвестором, в то время как он не обладал необходимыми профессиональными знаниями для оценки риска приобретения субординированных облигаций, равно как и информацией о специальных условиях погашения такого вида ценных бумаг. Со стороны банка необходимые действия по информированию Травкина Г.А. не были предприняты, значимая информация, известная банку, которая могла бы повлиять на решение о приобретении облигаций, предпринимателю не сообщена.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 N 18АП-16103/2021, 18АП-16104/2021 по делу N А76-32823/2018
Требование: Об отмене определения об отказе в признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что имеющиеся у Банка показатели финансово-хозяйственной деятельности должника свидетельствовали об устойчивости его финансового состояния. Публикации в средствах массовой информации сведений о финансовых проблемах должника сами по себе не доказывают то обстоятельство, что ответчик знал и должен был знать о реальных признаках неплатежеспособности должника. Само по себе наличие у Банка статуса кредитной организации не свидетельствует об осведомленности ответчика о признаках неплатежеспособности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы минимизации банковских рисков: правовые вопросы
(Гаврилова Д.С.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)
Помимо дефиниции, ранее установленной Банком России, в рамках правовой науки предлагаются различные варианты определения банковского риска. На основе анализа как правовых, так и экономических подходов представляется возможным предложить понимание банковского риска в качестве показателя финансовой устойчивости банка, выраженного в присущей банковской деятельности неопределенности ее исхода в виде возможности (вероятности) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними или внешними факторами.
Статья: Направления совершенствования законодательства о ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2021, N 3)
При этом риск ОД/ФТ не упоминается для целей анализа значимых рисков. Соответственно, кредитные организации самостоятельно определяют порядок его учета для целей управления рисками и порядок управления им, что может привести к потере кредитной организацией финансовой устойчивости, росту показателей регуляторного риска и ухудшению ее деловой репутации на рынке.

Нормативные акты

Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.09.2024)
3. Финансовая устойчивость банка оценивается Банком России по следующим группам показателей с определением по каждой из них обобщающего результата и присвоением обобщающему результату оценки "удовлетворительно" или "неудовлетворительно":
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О защите конкуренции"
2.1. При проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить более высокие требования к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, определяемые в соответствии с показателями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и установленными на основании финансово-экономической и иной отчетности финансовой организации, представляемой в Центральный банк Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требование о наличии кредитного рейтинга определенного уровня, присвоенного кредитным рейтинговым агентством, только в случае несоответствия финансовой организации указанным более высоким требованиям к оценке ее финансовой устойчивости и платежеспособности.