Показатели эффективности закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Показатели эффективности закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
(Катвалян А.Э.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 8)Следует отметить и то, что согласно абз. 3 пп. "г" п. 2 Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" <9>, федеральные органы исполнительной власти, государственные компании и государственные корпорации при организации закупочной деятельности должны обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями. То есть можно сказать, что совокупность этих показателей обеспечивает эффективность осуществления закупок. Если анализировать перечень показателей разных органов, то можно заметить, что в основном у всех определены одинаковые показатели (экономия при расходовании средств бюджета по итогам осуществления закупок, среднее количество заявок участников закупки, поданных на участие в конкурентных процедурах, и т.д.), однако заметны и различные подходы. Например, согласно приложению к Приказу министра обороны РФ от 29 апреля 2019 г. N 231 <10> эффективность закупок товаров, работ, услуг включает в себя показатель эффективности расходования бюджетных средств заказчиком по отраслевым направлениям, показатель соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и комплексный показатель эффективности закупок заказчика. Каждый вышеперечисленный показатель рассчитывается по отдельной формуле. Более того, для расчета эффективности расходования бюджетных средств заказчиком по отраслевым направлениям отдельно учитывается средняя экономия бюджетных средств по закупкам заказчика, осуществленным посредством аукционов, и отдельно - посредством конкурсов. Отличаются также показатели эффективности закупок товаров, работ, услуг Федерального агентства связи и подведомственных ему организаций. В частности, учитываются показатели эффективности планирования осуществления закупок, конкурентности проведения закупок, соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок / о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при проведении процедур определения поставщика, соблюдения сторонами обязательств по контрактам, заключенным в отчетном периоде. Вышеуказанные примеры свидетельствуют о том, что у органов есть разные подходы к определению эффективности закупок, что является следствием отсутствия в бюджетном законодательстве и законодательстве о закупках определения понятия "эффективность". Более того, здесь возникает вопрос, должны ли контрольные органы при осуществлении контроля руководствоваться этими приказами. Таким образом, можно утверждать, что локальное регулирование данного вопроса не может обеспечить единообразного понимания, применения и оценки эффективности. Соответственно, для комплексного регулирования и для правильного осуществления контроля необходимо законодательно и на федеральном уровне закрепить основные критерии, которыми будут руководствоваться все заказчики и контрольные органы. К примеру, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" определяет, как осуществляется оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности, исходя из п. 2 ст. 160.3 БК РФ, где законодатель предусмотрел, что оценка эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, осуществляется с соблюдением требований, установленных вышеупомянутым Законом <11>. Кроме того, Постановлением Правительства от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" <12> были утверждены Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
(Катвалян А.Э.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 8)Следует отметить и то, что согласно абз. 3 пп. "г" п. 2 Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" <9>, федеральные органы исполнительной власти, государственные компании и государственные корпорации при организации закупочной деятельности должны обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями. То есть можно сказать, что совокупность этих показателей обеспечивает эффективность осуществления закупок. Если анализировать перечень показателей разных органов, то можно заметить, что в основном у всех определены одинаковые показатели (экономия при расходовании средств бюджета по итогам осуществления закупок, среднее количество заявок участников закупки, поданных на участие в конкурентных процедурах, и т.д.), однако заметны и различные подходы. Например, согласно приложению к Приказу министра обороны РФ от 29 апреля 2019 г. N 231 <10> эффективность закупок товаров, работ, услуг включает в себя показатель эффективности расходования бюджетных средств заказчиком по отраслевым направлениям, показатель соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и комплексный показатель эффективности закупок заказчика. Каждый вышеперечисленный показатель рассчитывается по отдельной формуле. Более того, для расчета эффективности расходования бюджетных средств заказчиком по отраслевым направлениям отдельно учитывается средняя экономия бюджетных средств по закупкам заказчика, осуществленным посредством аукционов, и отдельно - посредством конкурсов. Отличаются также показатели эффективности закупок товаров, работ, услуг Федерального агентства связи и подведомственных ему организаций. В частности, учитываются показатели эффективности планирования осуществления закупок, конкурентности проведения закупок, соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок / о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при проведении процедур определения поставщика, соблюдения сторонами обязательств по контрактам, заключенным в отчетном периоде. Вышеуказанные примеры свидетельствуют о том, что у органов есть разные подходы к определению эффективности закупок, что является следствием отсутствия в бюджетном законодательстве и законодательстве о закупках определения понятия "эффективность". Более того, здесь возникает вопрос, должны ли контрольные органы при осуществлении контроля руководствоваться этими приказами. Таким образом, можно утверждать, что локальное регулирование данного вопроса не может обеспечить единообразного понимания, применения и оценки эффективности. Соответственно, для комплексного регулирования и для правильного осуществления контроля необходимо законодательно и на федеральном уровне закрепить основные критерии, которыми будут руководствоваться все заказчики и контрольные органы. К примеру, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" определяет, как осуществляется оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности, исходя из п. 2 ст. 160.3 БК РФ, где законодатель предусмотрел, что оценка эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, осуществляется с соблюдением требований, установленных вышеупомянутым Законом <11>. Кроме того, Постановлением Правительства от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" <12> были утверждены Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В систему показателей эффективности закупок включены общие объем и стоимость договоров по результатам закупок, по направлениям: доля закупок по конкурентным процедурам; доля закупок по конкурентным процедурам в электронной форме; экономия средств заказчика при осуществлении закупок, (разница между начальной максимальной ценой и стоимостью договоров, заключенных по итогам конкурентных процедур); снижение доли несостоявшихся закупок к общему количеству закупок; доля закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства для компаний с госучастием.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В систему показателей эффективности закупок включены общие объем и стоимость договоров по результатам закупок, по направлениям: доля закупок по конкурентным процедурам; доля закупок по конкурентным процедурам в электронной форме; экономия средств заказчика при осуществлении закупок, (разница между начальной максимальной ценой и стоимостью договоров, заключенных по итогам конкурентных процедур); снижение доли несостоявшихся закупок к общему количеству закупок; доля закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства для компаний с госучастием.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618
"Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"
(вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями;
"Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"
(вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями;
"Директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) открытых акционерных обществ с государственным участием, являющихся заказчиками, закупочная деятельность которых подпадает под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Председателем Правительства РФ 24.10.2013 N 6362п-П13)8) разработки и введения для менеджмента заказчика обязательного критерия показателя эффективности - доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг), научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - доля закупок). Доля закупок должна определяться на основании формируемой ежеквартально заказчиком статистической информации об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг), научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. При этом должны быть разработаны системные меры стимулирования (наказания) за выполнение (невыполнение) указанного критерия показателя эффективности для менеджмента (в увязке с финансовой эффективностью деятельности заказчика);
(утв. Председателем Правительства РФ 24.10.2013 N 6362п-П13)8) разработки и введения для менеджмента заказчика обязательного критерия показателя эффективности - доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг), научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - доля закупок). Доля закупок должна определяться на основании формируемой ежеквартально заказчиком статистической информации об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг), научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. При этом должны быть разработаны системные меры стимулирования (наказания) за выполнение (невыполнение) указанного критерия показателя эффективности для менеджмента (в увязке с финансовой эффективностью деятельности заказчика);