Полномочия директора с момента избрания
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия директора с момента избрания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 139.3 "Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Принимая во внимание, что общество не исключено из ЕГРЮЛ, при этом руководитель наделяется соответствующими полномочиями с момента избрания его на эту должность в установленном законом порядке, суд пришел к выводу о том, что Управление безосновательно оставило жалобы общества без рассмотрения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Принимая во внимание, что общество не исключено из ЕГРЮЛ, при этом руководитель наделяется соответствующими полномочиями с момента избрания его на эту должность в установленном законом порядке, суд пришел к выводу о том, что Управление безосновательно оставило жалобы общества без рассмотрения.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Регистрация сведений о директоре юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)...[По мнению суда кассационной инстанции - ред.] Положениями Закона N 14-ФЗ не установлено, что истечение срока, на который лицо было избрано, влечет прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа, следовательно, лицо выполняет функции единоличного исполнительного органа до момента избрания общим собранием участников нового руководителя.
(КонсультантПлюс, 2025)...[По мнению суда кассационной инстанции - ред.] Положениями Закона N 14-ФЗ не установлено, что истечение срока, на который лицо было избрано, влечет прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа, следовательно, лицо выполняет функции единоличного исполнительного органа до момента избрания общим собранием участников нового руководителя.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы аналогии в правовой квалификации последствий истечения срока полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества
(Микрюков В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Указанная практика, как и ее противоположность, также нашла в науке объяснение и поддержку. Так, высказано мнение, что законодатель намеренно не указал на прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с истечением срока, на который тот избран, так как в противном случае это привело бы к остановке деятельности общества и дестабилизации хозяйственного оборота <14>. Отмечено, что причиной такого подхода явилось стремление к обеспечению стабильности имущественного оборота и защите публичного интереса <15>, нацеленность на защиту коммерческой корпорации как участника предпринимательских отношений и на предотвращение ситуации невозможности реализации ею своих прав и обязанностей <16>. Думается, что подобное объяснение и обоснование позиции вытекает не из толкования положений п. 1 ст. 40 Закона об ООО и п. 1 ст. 69 Закона об АО, из смысла которых автоматическое продление просроченных полномочий руководителя до момента избрания нового руководителя отнюдь не следует (сама по себе фраза "истечение ограничивающего полномочия срока юридических последствий не влечет" внутренне противоречива (что это за ограничение, которое ничего не ограничивает?) и весьма похожа на оксюморон), а зиждется на аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК РФ), позволяющей при недостаточности имеющегося нормативного материала прибегать к прямому применению основных начал гражданского законодательства. Прямая аргументация соответствующего подхода ссылками на этот прием преодоления правовой неопределенности обеспечила бы его не только сущностный, но и формальный нормативный фундамент. Вероятно, последовательное обращение к аналогии права при разрешении соответствующих споров исключило бы попытки конституционно-правового оспаривания нормы ст. 40 Закона об ООО в той мере, в какой она фактически допускает возможность продления полномочий единоличного исполнительного органа общества без решения общего собрания его участников <17>.
(Микрюков В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Указанная практика, как и ее противоположность, также нашла в науке объяснение и поддержку. Так, высказано мнение, что законодатель намеренно не указал на прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с истечением срока, на который тот избран, так как в противном случае это привело бы к остановке деятельности общества и дестабилизации хозяйственного оборота <14>. Отмечено, что причиной такого подхода явилось стремление к обеспечению стабильности имущественного оборота и защите публичного интереса <15>, нацеленность на защиту коммерческой корпорации как участника предпринимательских отношений и на предотвращение ситуации невозможности реализации ею своих прав и обязанностей <16>. Думается, что подобное объяснение и обоснование позиции вытекает не из толкования положений п. 1 ст. 40 Закона об ООО и п. 1 ст. 69 Закона об АО, из смысла которых автоматическое продление просроченных полномочий руководителя до момента избрания нового руководителя отнюдь не следует (сама по себе фраза "истечение ограничивающего полномочия срока юридических последствий не влечет" внутренне противоречива (что это за ограничение, которое ничего не ограничивает?) и весьма похожа на оксюморон), а зиждется на аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК РФ), позволяющей при недостаточности имеющегося нормативного материала прибегать к прямому применению основных начал гражданского законодательства. Прямая аргументация соответствующего подхода ссылками на этот прием преодоления правовой неопределенности обеспечила бы его не только сущностный, но и формальный нормативный фундамент. Вероятно, последовательное обращение к аналогии права при разрешении соответствующих споров исключило бы попытки конституционно-правового оспаривания нормы ст. 40 Закона об ООО в той мере, в какой она фактически допускает возможность продления полномочий единоличного исполнительного органа общества без решения общего собрания его участников <17>.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Принимая во внимание, что общество не исключено из ЕГРЮЛ, при этом руководитель наделяется соответствующими полномочиями с момента избрания его на эту должность в установленном законом порядке, суд пришел к выводу о том, что Управление безосновательно оставило жалобу общества без рассмотрения (Постановление АС МО от 21.03.2024 N Ф05-3766/2024 по делу N А40-141160/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Принимая во внимание, что общество не исключено из ЕГРЮЛ, при этом руководитель наделяется соответствующими полномочиями с момента избрания его на эту должность в установленном законом порядке, суд пришел к выводу о том, что Управление безосновательно оставило жалобу общества без рассмотрения (Постановление АС МО от 21.03.2024 N Ф05-3766/2024 по делу N А40-141160/2023).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2025 N 12-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области в связи с жалобой Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в их взаимосвязи не соответствуют статьям 1, 2, 15, 17 - 19, 30, 32, 55, 75.1 и 130 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют признавать, что полномочия руководителя избирательного объединения на подписание документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации единого списка кандидатов на выборах, возникают не с момента его избрания, а с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о наличии у этого лица права действовать от имени регионального отделения политической партии без доверенности.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области в связи с жалобой Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в их взаимосвязи не соответствуют статьям 1, 2, 15, 17 - 19, 30, 32, 55, 75.1 и 130 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют признавать, что полномочия руководителя избирательного объединения на подписание документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации единого списка кандидатов на выборах, возникают не с момента его избрания, а с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о наличии у этого лица права действовать от имени регионального отделения политической партии без доверенности.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Застройщик не позднее трех рабочих дней с момента принятия решений о прекращении полномочий руководителя застройщика, об избрании (назначении) нового руководителя застройщика, а также об образовании временного единоличного исполнительного органа застройщика обязан уведомить об этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, и представить информацию о соответствии указанных лиц требованиям настоящей статьи.
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Застройщик не позднее трех рабочих дней с момента принятия решений о прекращении полномочий руководителя застройщика, об избрании (назначении) нового руководителя застройщика, а также об образовании временного единоличного исполнительного органа застройщика обязан уведомить об этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, и представить информацию о соответствии указанных лиц требованиям настоящей статьи.
Статья: Какие документы может запрашивать контрагент перед заключением сделки
(Прозоров А.О.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Если договор подписывает директор, контрагенту нужно передать протокол общего собрания об избрании или решение единственного учредителя о назначении руководителя. Срок полномочий не должен истечь на момент подписания договора.
(Прозоров А.О.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Если договор подписывает директор, контрагенту нужно передать протокол общего собрания об избрании или решение единственного учредителя о назначении руководителя. Срок полномочий не должен истечь на момент подписания договора.
Вопрос: Каков порядок перевода генерального директора ООО на другую должность?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Прекратив полномочия генерального директора, общее собрание участников вправе избрать нового генерального директора.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Прекратив полномочия генерального директора, общее собрание участников вправе избрать нового генерального директора.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного обществаСудами установлено и заявителем не оспаривается, что на момент принятия обжалуемых решений полномочия совета директоров, избранного в 2009 году, прекратились, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган ООО.
Является ли решение уполномоченного органа управления ООО основанием возникновения и прекращения прав и обязанностей директора
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, с момента избрания на должность нового руководителя полномочия прежнего на осуществление действий от имени юридического лица прекращаются.
Является ли решение уполномоченного органа управления ООО основанием возникновения и прекращения прав и обязанностей директора
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, с момента избрания на должность нового руководителя полномочия прежнего на осуществление действий от имени юридического лица прекращаются.
Статья: Антикризисные правила для общих собраний в АО и ООО
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)Продленный срок полномочий совета директоров АО
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)Продленный срок полномочий совета директоров АО
Последние изменения: Совет директоров АО
(КонсультантПлюс, 2025)продлен срок, в течение которого совет директоров (наблюдательный совет) общества сохраняет полномочия до момента, когда годовым, повторным или внеочередным общим собранием акционеров принимается решение об избрании совета директоров (наблюдательного совета) в новом составе, если его количественный состав становится меньше, чем предусмотрено Законом об АО, уставом либо решением общего собрания акционеров, но не менее трех членов. Заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества в данном случае правомочно (имеет кворум) при условии, если в нем участвуют не менее половины оставшихся членов (п. 3 ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 292-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)продлен срок, в течение которого совет директоров (наблюдательный совет) общества сохраняет полномочия до момента, когда годовым, повторным или внеочередным общим собранием акционеров принимается решение об избрании совета директоров (наблюдательного совета) в новом составе, если его количественный состав становится меньше, чем предусмотрено Законом об АО, уставом либо решением общего собрания акционеров, но не менее трех членов. Заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества в данном случае правомочно (имеет кворум) при условии, если в нем участвуют не менее половины оставшихся членов (п. 3 ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 292-ФЗ).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Председатель правления товарищества собственников жилья избирается членами правления на срок, определенный уставом. Его полномочия руководителя юридического лица, в том числе действия от имени ТСЖ без доверенности, возникают с момента избрания его на эту должность.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Председатель правления товарищества собственников жилья избирается членами правления на срок, определенный уставом. Его полномочия руководителя юридического лица, в том числе действия от имени ТСЖ без доверенности, возникают с момента избрания его на эту должность.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)4. Генеральный директор как единоличный исполнительный орган акционерного общества приобретает полномочия на осуществление без доверенности действий от его имени с момента его избрания уполномоченным органом акционерного общества, а не с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)4. Генеральный директор как единоличный исполнительный орган акционерного общества приобретает полномочия на осуществление без доверенности действий от его имени с момента его избрания уполномоченным органом акционерного общества, а не с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
"Недействительность корпоративных решений: статьи по проблемным вопросам"
(Степанов Д.И.)
("Статут", 2021)<98> Безусловно, с признанием ничтожным решения собрания об избрании генерального директора все сделки, совершенные таким директором от имени юридического лица, не объявляются автоматически недействительными. Однако понятно, что аннулирование неугодных сделок, совершенных директором-самозванцем, станет вторым шагом, логично вытекающим из первого - аннулирования акта о его избрании. При этом факт констатации ничтожности в момент его назначения предрешает исход всех последующих дел об оспаривании сделок, совершенных таким лицом: если у него изначально не было полномочий директора, то и все, совершенное им от имени юридического лица, также изначально недействительно.
(Степанов Д.И.)
("Статут", 2021)<98> Безусловно, с признанием ничтожным решения собрания об избрании генерального директора все сделки, совершенные таким директором от имени юридического лица, не объявляются автоматически недействительными. Однако понятно, что аннулирование неугодных сделок, совершенных директором-самозванцем, станет вторым шагом, логично вытекающим из первого - аннулирования акта о его избрании. При этом факт констатации ничтожности в момент его назначения предрешает исход всех последующих дел об оспаривании сделок, совершенных таким лицом: если у него изначально не было полномочий директора, то и все, совершенное им от имени юридического лица, также изначально недействительно.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган ООО.
Выступает ли руководитель ООО в качестве его единоличного исполнительного органа для третьих лиц с момента внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из анализа указанных норм, полномочия нового руководителя юридического лица возникают с момента избрания его на эту должность общим собранием участников общества. Вместе с тем общедоступными сведения об исполнительном органе юридического лица для третьих лиц становятся с момента их внесения в ЕГРЮЛ.
Выступает ли руководитель ООО в качестве его единоличного исполнительного органа для третьих лиц с момента внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из анализа указанных норм, полномочия нового руководителя юридического лица возникают с момента избрания его на эту должность общим собранием участников общества. Вместе с тем общедоступными сведения об исполнительном органе юридического лица для третьих лиц становятся с момента их внесения в ЕГРЮЛ.