Полномочия главы сельского поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия главы сельского поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Устав муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...глава муниципального образования, имеющего статус городского поселения, в отличие от главы сельского поселения, не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной администрации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...глава муниципального образования, имеющего статус городского поселения, в отличие от главы сельского поселения, не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной администрации..."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 35 "Представительный орган муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Тогда как возложение на административного ответчика обязанности досрочно прекратить полномочия главы сельского поселения в связи с утратой доверия представляет собой вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, которому законом предоставлено право принятия самостоятельного решения по данному вопросу (пункт 10 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ), что, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, оспариваемые решения органа местного самоуправления признаны незаконными, полномочия главы сельского поселения прекращены досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, предусмотренных законоположениями о противодействии коррупции. Такое решение принято в связи с тем, что, несмотря на наличие неурегулированного главой поселения конфликта интересов, представительный орган местного самоуправления неоднократно отказывал в прекращении его полномочий, снимал этот вопрос из повестки своих заседаний.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, оспариваемые решения органа местного самоуправления признаны незаконными, полномочия главы сельского поселения прекращены досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, предусмотренных законоположениями о противодействии коррупции. Такое решение принято в связи с тем, что, несмотря на наличие неурегулированного главой поселения конфликта интересов, представительный орган местного самоуправления неоднократно отказывал в прекращении его полномочий, снимал этот вопрос из повестки своих заседаний.
Статья: Отграничение превышения должностных полномочий от служебного подлога
(Борков В.Н.)
("Законность", 2022, N 7)Превышение должностных полномочий главой сельского поселения П. выразилось в вынесении постановления, которое могло быть только результатом решения коллегиального органа. Он вынес постановление о продаже муниципального имущества - здания бани и земельного участка "в нарушение... положений федеральных законов и муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок приватизации муниципального имущества". Имущество было реализовано без решения "сельской Думы" и без "создания возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации". "Последствия превышения П. должностных полномочий в виде причинения материального ущерба бюджету муниципального образования... а также подрыва авторитета органов местного самоуправления суд первой инстанции правомерно признал существенным нарушением охраняемых законом интересов общества и государства" <13>. П. в свое оправдание утверждал, что считал вопрос приватизации "согласованным в устном порядке с депутатами сельской Думы". Таким образом, глава сельского поселения, не внося ложных сведений в документ, совершил такие действия, которые могут быть произведены только коллегиально, т.е. превысил должностные полномочия.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2022, N 7)Превышение должностных полномочий главой сельского поселения П. выразилось в вынесении постановления, которое могло быть только результатом решения коллегиального органа. Он вынес постановление о продаже муниципального имущества - здания бани и земельного участка "в нарушение... положений федеральных законов и муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок приватизации муниципального имущества". Имущество было реализовано без решения "сельской Думы" и без "создания возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации". "Последствия превышения П. должностных полномочий в виде причинения материального ущерба бюджету муниципального образования... а также подрыва авторитета органов местного самоуправления суд первой инстанции правомерно признал существенным нарушением охраняемых законом интересов общества и государства" <13>. П. в свое оправдание утверждал, что считал вопрос приватизации "согласованным в устном порядке с депутатами сельской Думы". Таким образом, глава сельского поселения, не внося ложных сведений в документ, совершил такие действия, которые могут быть произведены только коллегиально, т.е. превысил должностные полномочия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"3. Сельским поселением является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), не являющихся муниципальными образованиями. В состав территории сельского поселения также могут входить территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры сельского поселения.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"3. Сельским поселением является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), не являющихся муниципальными образованиями. В состав территории сельского поселения также могут входить территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры сельского поселения.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С. признан виновным в том, что, занимая должность главы сельского поселения, превысил свои должностные полномочия, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 286 УК РФ). Судебная коллегия судебные решения отменила, указав следующее. На сессии сельского Совета местного самоуправления депутатами было принято решение вынести вопрос о переименовании и присвоении ул. Пролетарской имени братьев М. на рассмотрение схода жителей села для принятия окончательного решения на основе их волеизъявления. С., достоверно зная о том, что в местную администрацию села поступили обращения представителей других родов о переименовании ул. Пролетарской в честь их родственников, и опасаясь, что на сходе жителей села решение о переименовании улицы принято не будет, в нарушение требований закона указанное решение не оформил, не подписал и не обеспечил его исполнение в части проведения схода жителей села по обсуждению данного вопроса. На сессии Совета ввиду имевшихся между депутатами по указанному поводу разногласий вопрос о переименовании этой улицы не был вынесен на голосование и решение по нему принято не было. Тем не менее С. незаконно составил и подписал решение о переименовании ул. Пролетарской в улицу имени братьев М., чем, по мнению суда, существенно нарушил интересы общества и государства, права граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума, других форм волеизъявления (схода) через выборные органы местного самоуправления, гарантированные ч. 2 ст. 130 Конституции РФ. Однако согласно диспозиции ч. 2 ст. 286 УК РФ умышленные действия должностного лица, явно выходящие за пределы его полномочий, образуют состав преступления, если действия виновного повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства. Под существенным нарушением прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства понимаются последствия, связанные с причинением морального, физического или имущественного вреда личности. Действия С. являются должностным проступком, а не преступлением, поскольку переименование улицы в селе не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства и наступления каких-либо последствий, связанных с причинением морального, физического или имущественного вреда личности. Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия состоявшиеся по делу судебные решения отменила, производство по делу прекратила на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ <947>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С. признан виновным в том, что, занимая должность главы сельского поселения, превысил свои должностные полномочия, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 286 УК РФ). Судебная коллегия судебные решения отменила, указав следующее. На сессии сельского Совета местного самоуправления депутатами было принято решение вынести вопрос о переименовании и присвоении ул. Пролетарской имени братьев М. на рассмотрение схода жителей села для принятия окончательного решения на основе их волеизъявления. С., достоверно зная о том, что в местную администрацию села поступили обращения представителей других родов о переименовании ул. Пролетарской в честь их родственников, и опасаясь, что на сходе жителей села решение о переименовании улицы принято не будет, в нарушение требований закона указанное решение не оформил, не подписал и не обеспечил его исполнение в части проведения схода жителей села по обсуждению данного вопроса. На сессии Совета ввиду имевшихся между депутатами по указанному поводу разногласий вопрос о переименовании этой улицы не был вынесен на голосование и решение по нему принято не было. Тем не менее С. незаконно составил и подписал решение о переименовании ул. Пролетарской в улицу имени братьев М., чем, по мнению суда, существенно нарушил интересы общества и государства, права граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума, других форм волеизъявления (схода) через выборные органы местного самоуправления, гарантированные ч. 2 ст. 130 Конституции РФ. Однако согласно диспозиции ч. 2 ст. 286 УК РФ умышленные действия должностного лица, явно выходящие за пределы его полномочий, образуют состав преступления, если действия виновного повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства. Под существенным нарушением прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства понимаются последствия, связанные с причинением морального, физического или имущественного вреда личности. Действия С. являются должностным проступком, а не преступлением, поскольку переименование улицы в селе не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства и наступления каких-либо последствий, связанных с причинением морального, физического или имущественного вреда личности. Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия состоявшиеся по делу судебные решения отменила, производство по делу прекратила на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ <947>.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, в связи с принятием Закона 2014 года о перераспределении полномочий по организации в границах муниципалитетов электроснабжения населения глава сельского поселения обратился в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края с предложением о передаче воздушной линии в собственность Забайкальского края. Департамент от принятия воздушной линии в собственность отказался, т.к. линия находится в неудовлетворительном техническом состоянии (загнивание стойки опоры более чем на 70%). Решение о ее передаче в государственную собственность будет принято при условии, если филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго", с которым Департаментом ведутся переговоры, примет ее в свое управление для поддержания в пригодном эксплуатационном состоянии и реконструкции. На восстановление воздушной линии требуется около 21 млн руб.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, в связи с принятием Закона 2014 года о перераспределении полномочий по организации в границах муниципалитетов электроснабжения населения глава сельского поселения обратился в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края с предложением о передаче воздушной линии в собственность Забайкальского края. Департамент от принятия воздушной линии в собственность отказался, т.к. линия находится в неудовлетворительном техническом состоянии (загнивание стойки опоры более чем на 70%). Решение о ее передаче в государственную собственность будет принято при условии, если филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго", с которым Департаментом ведутся переговоры, примет ее в свое управление для поддержания в пригодном эксплуатационном состоянии и реконструкции. На восстановление воздушной линии требуется около 21 млн руб.
Статья: Реформы местного самоуправления: модели организации, статус муниципальных образований, особенности административных центров
(Ананьев И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Ключевыми вопросами реформы стали: внесение изменений в механизм и порядок формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в частности в порядок непрямых выборов депутатов и глав муниципальных образований, вопросы компетенции сельских поселений и районов, а также вопрос правового положения новых муниципальных образований.
(Ананьев И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Ключевыми вопросами реформы стали: внесение изменений в механизм и порядок формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в частности в порядок непрямых выборов депутатов и глав муниципальных образований, вопросы компетенции сельских поселений и районов, а также вопрос правового положения новых муниципальных образований.