Полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Территория (земли) муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...По смыслу положений пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 данного Закона основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них права собственности на данные земельные участки.
(КонсультантПлюс, 2025)...По смыслу положений пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 данного Закона основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них права собственности на данные земельные участки.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""По смыслу положений пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 данного Закона основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них права собственности на данные земельные участки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд признал недействительным договор аренды с Ф.И.О.2. Договор аренды с К. считается возобновленным на неопределенный срок. Оснований, не позволяющих возобновить договор аренды, не имеется. Уведомление Министерством о прекращении действия договора с К. не влечет правовых последствий, т.к. полномочиями арендодателя Министерство не обладало. Законом Республики Карелия 2015 года перераспределены полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков является одним из видов распоряжения ими (п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)); иные варианты распоряжения, перечислены в Законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Учитывая, что полномочия по распоряжению земельными участками, обремененными правами аренды, по договорам аренды, заключенным органами местного самоуправления до перераспределения полномочий, остались не разграниченными, а в силу закона право распоряжения такими участками предоставлено органам местного самоуправления, действия, направленные на отказ от исполнения договора аренды с К. могли быть совершены только администрацией муниципального района, а не Министерством <19>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд признал недействительным договор аренды с Ф.И.О.2. Договор аренды с К. считается возобновленным на неопределенный срок. Оснований, не позволяющих возобновить договор аренды, не имеется. Уведомление Министерством о прекращении действия договора с К. не влечет правовых последствий, т.к. полномочиями арендодателя Министерство не обладало. Законом Республики Карелия 2015 года перераспределены полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков является одним из видов распоряжения ими (п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)); иные варианты распоряжения, перечислены в Законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Учитывая, что полномочия по распоряжению земельными участками, обремененными правами аренды, по договорам аренды, заключенным органами местного самоуправления до перераспределения полномочий, остались не разграниченными, а в силу закона право распоряжения такими участками предоставлено органам местного самоуправления, действия, направленные на отказ от исполнения договора аренды с К. могли быть совершены только администрацией муниципального района, а не Министерством <19>.
Статья: Ранее учтенный земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минэкономразвития России от 20.04.2017 N Д23и-2207 разъяснено, что согласно Закону о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона о регистрации прав (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, которая проводится по желанию их правообладателей. При этом Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом на подачу в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минэкономразвития России от 20.04.2017 N Д23и-2207 разъяснено, что согласно Закону о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона о регистрации прав (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, которая проводится по желанию их правообладателей. При этом Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом на подачу в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2025)3) публично-правовым образованиям, органы государственной власти или органы местного самоуправления которых осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в случае включения в границы зоны с особыми условиями использования территории земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности);
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2025)3) публично-правовым образованиям, органы государственной власти или органы местного самоуправления которых осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в случае включения в границы зоны с особыми условиями использования территории земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности);