Полномочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий

Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы страхования гражданской ответственности нотариусов
(Батрова Т.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 8)
Немаловажным аспектом установления факта наступления страхового случая является противоправный характер действий (бездействия) нотариуса, повлекших причинение имущественного вреда гражданину или юридическому лицу, который должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда или признан страховщиком, хотя, как отмечается, внесудебный механизм выплат на практике не работает <13>. Однако страховщики заявляют об освобождении их от обязанности осуществить страховую выплату, если страховой случай наступил вследствие умысла нотариуса, занимающегося частной практикой, что в полной мере соответствует Типовому договору страхования гражданской ответственности нотариуса, утвержденному решением Правления ФНП от 10 июня 2015 г., протокол N 08/15 (ред. от 17.09.2019). К таковым также приравниваются действия нотариуса, осуществленные в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения <14>. Интересна в этом смысле позиция суда, отметившего, что событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления, и на этом основании пришедшего к выводам о ненаступлении страхового случая и отсутствии оснований для взыскания страхового возмещения со страховщика при установлении в действиях нотариуса как умысла, так и противоправности, учитывая, что соответствующее условие было включено в договор страхования <15>. Подобный подход с точки зрения принципов страхования вполне оправдан, равно как и непризнание страховым случаем фактов, ситуаций, обстоятельств, действий (бездействия), которые на дату начала действия договора страхования были известны страхователю (застрахованному), или он должен был предвидеть, что они могут привести к предъявлению ему претензии или искового требования (п. 4.1.2 Правил АО "РСХБ Страхование"). В то же время очевидно, что это существенно снижает эффективность страховой защиты выгодоприобретателей, нивелируя саму идею предоставления финансовых гарантий гражданам и организациям, зачастую вынужденным в силу прямого предписания закона обращаться за совершением нотариальных действий. При этом уровень защиты при обращении к частному и государственному нотариусу будет существенно различаться не в пользу клиентов частных нотариусов, для которых возможности взыскания причиненного ущерба объективно ограничены размером страхового возмещения и стоимостью личного имущества нотариуса, что в случае отказа от государственного нотариата может повлечь крайне неблагоприятные последствия. Ситуация усугубляется тем, что перечень исключений их страхового покрытия может существенно варьироваться и включать различные обстоятельства, в том числе: совершение нотариусом нотариальных действий с превышением полномочий, определенных действующим законодательством; следственные и судебные ошибки, незаконные действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, включая издание указанными ими документов, не соответствующих законам или другим правовым актам; утрату документов, переданных страхователю третьими лицами, и пр.
Статья: Апостиль: цель и порядок проставления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
6) органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

Нормативные акты

Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, организации финансового рынка, иные организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы вправе использовать единую биометрическую систему для аутентификации физического лица, выразившего согласие на ее проведение, в целях совершения определенных действий или подтверждения волеизъявления либо подтверждения полномочия лица на совершение определенных действий.
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 28.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)
2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;