Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.10.2023 по делу N 33-38286/2023
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: О признании действий противоправными, понуждении прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.
Обстоятельства: Истец указал, что компания ответчика объявила о приостановке ввоза и производства в РФ своей продукции, в результате чего российские потребители лишаются возможности обратиться за ремонтом и техническим обслуживанием товара, в том числе на платной основе, и, как следствие, продолжить использовать товар в течение установленного срока службы, истец считает, что указанные действия противоречат законодательству РФ о защите прав потребителей и нарушают права и законные интересы российских потребителей.
Решение: Отказано.Относительно заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, которое полагало обоснованными исковые требования, суд отметил, что представленные истцом документы нельзя признать протоколом или иным документом о выявленных нарушениях, а могут является основанием для проведения проверки органами государственного надзора и органами местного самоуправления изложенных в них предположений о нарушений прав потребителей и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, но никак не доказательством нарушения ответчиком прав потребителей. В данном случае таких документов не представлено.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: О признании действий противоправными, понуждении прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.
Обстоятельства: Истец указал, что компания ответчика объявила о приостановке ввоза и производства в РФ своей продукции, в результате чего российские потребители лишаются возможности обратиться за ремонтом и техническим обслуживанием товара, в том числе на платной основе, и, как следствие, продолжить использовать товар в течение установленного срока службы, истец считает, что указанные действия противоречат законодательству РФ о защите прав потребителей и нарушают права и законные интересы российских потребителей.
Решение: Отказано.Относительно заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, которое полагало обоснованными исковые требования, суд отметил, что представленные истцом документы нельзя признать протоколом или иным документом о выявленных нарушениях, а могут является основанием для проведения проверки органами государственного надзора и органами местного самоуправления изложенных в них предположений о нарушений прав потребителей и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, но никак не доказательством нарушения ответчиком прав потребителей. В данном случае таких документов не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита потребителей от несправедливых договорных условий в итальянском праве (в сравнении с российским регулированием)
(Тузов Д.О., Чичкан Е.В., Саргсян А.М.)
("Закон", 2021, N 9)Пробел в отношении запретительного производства в условиях действующего законодательства восполняется в судебной практике <155> на основе общей нормы ч. 1 ст. 46 ЗоЗПП, наделяющей орган государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы) полномочиями предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий предпринимателей в отношении неопределенного круга потребителей. Однако распространение этой общей нормы именно на действия предпринимателей по включению в договоры несправедливых условий, в чем усматривают аналог механизма общего контроля несправедливых условий в зарубежных странах <156>, становится возможным благодаря расширительному толкованию использованного в ней термина "противоправные действия" (аналогично тому, как происходит при толковании п. 1 ст. 16 ЗоЗПП <157>), учитывая, что такие условия сами по себе закону не противоречат. Но и при подобной его интерпретации, как обозначающего в том числе действия по включению в договор несправедливых условий, недостаток специального регулирования, в том числе процессуального, очевиден.
(Тузов Д.О., Чичкан Е.В., Саргсян А.М.)
("Закон", 2021, N 9)Пробел в отношении запретительного производства в условиях действующего законодательства восполняется в судебной практике <155> на основе общей нормы ч. 1 ст. 46 ЗоЗПП, наделяющей орган государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы) полномочиями предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий предпринимателей в отношении неопределенного круга потребителей. Однако распространение этой общей нормы именно на действия предпринимателей по включению в договоры несправедливых условий, в чем усматривают аналог механизма общего контроля несправедливых условий в зарубежных странах <156>, становится возможным благодаря расширительному толкованию использованного в ней термина "противоправные действия" (аналогично тому, как происходит при толковании п. 1 ст. 16 ЗоЗПП <157>), учитывая, что такие условия сами по себе закону не противоречат. Но и при подобной его интерпретации, как обозначающего в том числе действия по включению в договор несправедливых условий, недостаток специального регулирования, в том числе процессуального, очевиден.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Указанное положение существенно расширяет круг субъектов обращения с групповым иском. Следовательно, защита коллективных интересов потенциальных участников группы не зависит только от участника группы, а иные субъекты в силу возложенных на них полномочий смогут предъявить групповые иски. К ним можно будет отнести прокурора, органы государственной власти и местного самоуправления, общества защиты прав потребителей и т.д. В частности, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) (гл. IV) и практика его применения также определяют круг субъектов обращения в защиту прав потребителей. Так, в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются: потребитель, прокурор, Роспотребнадзор <1>, органы местного самоуправления, ассоциации и союзы прав потребителей.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Указанное положение существенно расширяет круг субъектов обращения с групповым иском. Следовательно, защита коллективных интересов потенциальных участников группы не зависит только от участника группы, а иные субъекты в силу возложенных на них полномочий смогут предъявить групповые иски. К ним можно будет отнести прокурора, органы государственной власти и местного самоуправления, общества защиты прав потребителей и т.д. В частности, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) (гл. IV) и практика его применения также определяют круг субъектов обращения в защиту прав потребителей. Так, в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются: потребитель, прокурор, Роспотребнадзор <1>, органы местного самоуправления, ассоциации и союзы прав потребителей.
Нормативные акты
Письмо ВАС РФ от 20.02.1996 N С5-7/ОЗ-96
"О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"7. Полномочия по защите прав потребителей (неопределенного круга потребителей) органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей (их ассоциаций, союзов) установлены статьями 44, 45 Закона.
"О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"7. Полномочия по защите прав потребителей (неопределенного круга потребителей) органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей (их ассоциаций, союзов) установлены статьями 44, 45 Закона.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 08.08.2024)
"О защите прав потребителей"1. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
(ред. от 08.08.2024)
"О защите прав потребителей"1. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.