Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений" ЗК РФСТАТЬЯ 11 "ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений" ЗК РФСТАТЬЯ 11 "ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация полномочий органов местного самоуправления в земельных отношениях: анализ судебной практики
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2
Статья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)При таком состоянии правового регулирования открытым остается вопрос: кто и на какой стадии определяет возможность осуществления недропользования в пределах соответствующего земельного участка? Предположительно он мог бы разрешаться, в частности, на этапе территориального планирования. Так, согласно п. 2.7 Приказа Минэкономразвития России N 460 <23> при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований отраслевые федеральные органы должны в рамках своей компетенции проверять проекты документов территориального планирования (схем, генпланов) на предмет расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, государственным кадастром месторождений. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ землепользования. Логично, что отдельные вопросы планирования использования земель (еще до предоставления права пользования недрами) могут решаться на уровне муниципальных образований или регионов. Однако, во-первых, процедуры планирования землепользования и формирования перечней участков недр осуществляются, как указывалось выше, независимо друг от друга, в том числе и в сфере реализации управленческих функций органов. Во-вторых, предусмотренная градостроительным законодательством процедура планирования землепользования оставляет без внимания не учтенные госбалансом месторождения и проявления полезных ископаемых. Кроме прочего, вышеуказанные предложения трудноприменимы к действующему порядку установления, изменения границ участков недр (особенно уже предоставленных в пользование) <24> и осуществления отдельных видов недропользования (например, для поиска новых месторождений полезных ископаемых). Отсутствуют необходимые полномочия в сфере недропользования и у муниципальных органов. Несмотря на то что ст. 1.1 Закона о недрах закреплено право органов местного самоуправления регулировать отношения недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, таковые в Законе <25> отсутствуют; нет соответствующей конкретизации вопросов местного значения, связанных с использованием недр, и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления <26>. При этом в практике встречаются случаи, когда суды указывают муниципалитетам на "должную осведомленность" о нахождении на их территории месторождений либо о проведении работ по добыче полезных ископаемых <27>.
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)При таком состоянии правового регулирования открытым остается вопрос: кто и на какой стадии определяет возможность осуществления недропользования в пределах соответствующего земельного участка? Предположительно он мог бы разрешаться, в частности, на этапе территориального планирования. Так, согласно п. 2.7 Приказа Минэкономразвития России N 460 <23> при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований отраслевые федеральные органы должны в рамках своей компетенции проверять проекты документов территориального планирования (схем, генпланов) на предмет расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, государственным кадастром месторождений. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ землепользования. Логично, что отдельные вопросы планирования использования земель (еще до предоставления права пользования недрами) могут решаться на уровне муниципальных образований или регионов. Однако, во-первых, процедуры планирования землепользования и формирования перечней участков недр осуществляются, как указывалось выше, независимо друг от друга, в том числе и в сфере реализации управленческих функций органов. Во-вторых, предусмотренная градостроительным законодательством процедура планирования землепользования оставляет без внимания не учтенные госбалансом месторождения и проявления полезных ископаемых. Кроме прочего, вышеуказанные предложения трудноприменимы к действующему порядку установления, изменения границ участков недр (особенно уже предоставленных в пользование) <24> и осуществления отдельных видов недропользования (например, для поиска новых месторождений полезных ископаемых). Отсутствуют необходимые полномочия в сфере недропользования и у муниципальных органов. Несмотря на то что ст. 1.1 Закона о недрах закреплено право органов местного самоуправления регулировать отношения недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, таковые в Законе <25> отсутствуют; нет соответствующей конкретизации вопросов местного значения, связанных с использованием недр, и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления <26>. При этом в практике встречаются случаи, когда суды указывают муниципалитетам на "должную осведомленность" о нахождении на их территории месторождений либо о проведении работ по добыче полезных ископаемых <27>.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды