Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 88А-10692/2024
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий у сельского поселения на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, не являющихся муниципальной собственностью, и как следствие отсутствие полномочий расходованию бюджетных средств на ликвидацию, с указанием, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах Сузунского муниципального района, и как следствие обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании, поскольку указанные доводы жалобы направлены на оспаривание судебного акта по существу и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий у сельского поселения на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях, не являющихся муниципальной собственностью, и как следствие отсутствие полномочий расходованию бюджетных средств на ликвидацию, с указанием, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах Сузунского муниципального района, и как следствие обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании, поскольку указанные доводы жалобы направлены на оспаривание судебного акта по существу и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Так как несанкционированное размещение отходов находится на земельном участке из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми принадлежат органам местного самоуправления муниципального района, а земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка, в пользование иным лицам администрацией Валдайского муниципального района не передавался, то с учетом вышеуказанных законоположений, ответственность за содержание данного участка, включая организацию ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, несет администрация Валдайского муниципального района."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Общую направленность решения судов по защите прав местного самоуправления в условиях изъятия у них (в результате перераспределения) полномочий, приносящих доходы и сохранения полномочий, возлагающих исключительно обязанности, причем тяжелые и порой непосильные с финансовой точки зрения, а также отсутствия (до сих пор!) законодательного механизма финансирования этого полномочия, требуемого постановлением КС, нельзя не поддержать. Именно в этом направлении - создания финансовых условий для выполнения муниципалитетами полномочия по ликвидации несанкционированных свалок - сформулирована и позиция Конституционного Суда РФ. Однако приведенное в этой связи областным судом Свердловской области обоснование небесспорно. Суд не только не оценивает соотношение между полномочиями по распоряжению и предоставлению земельными участками, а именно последнее (предоставление) закреплено за уполномоченными субъектами, но и не учитывает позицию КС РФ, направленную на "разрыв" между правом собственности и полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок. Ликвидация несанкционированных свалок признается муниципальным полномочием вне зависимости от того, на землях чьей (публичной) собственности эта свалка обнаружена. Между полномочием по предоставлению земельных участков и обязанностью ликвидировать на них несанкционированные свалки, безусловно, существует взаимосвязь, но она носит иной, функциональный (а не обусловленный "титулом") характер.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Общую направленность решения судов по защите прав местного самоуправления в условиях изъятия у них (в результате перераспределения) полномочий, приносящих доходы и сохранения полномочий, возлагающих исключительно обязанности, причем тяжелые и порой непосильные с финансовой точки зрения, а также отсутствия (до сих пор!) законодательного механизма финансирования этого полномочия, требуемого постановлением КС, нельзя не поддержать. Именно в этом направлении - создания финансовых условий для выполнения муниципалитетами полномочия по ликвидации несанкционированных свалок - сформулирована и позиция Конституционного Суда РФ. Однако приведенное в этой связи областным судом Свердловской области обоснование небесспорно. Суд не только не оценивает соотношение между полномочиями по распоряжению и предоставлению земельными участками, а именно последнее (предоставление) закреплено за уполномоченными субъектами, но и не учитывает позицию КС РФ, направленную на "разрыв" между правом собственности и полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок. Ликвидация несанкционированных свалок признается муниципальным полномочием вне зависимости от того, на землях чьей (публичной) собственности эта свалка обнаружена. Между полномочием по предоставлению земельных участков и обязанностью ликвидировать на них несанкционированные свалки, безусловно, существует взаимосвязь, но она носит иной, функциональный (а не обусловленный "титулом") характер.
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. До этого на местные власти может быть возложена соответствующая обязанность, но при условии определения судом - исходя из обстоятельств конкретного дела - объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Если же муниципалитеты после провозглашения данного постановления исполнят такие судебные решения и расчистят места несанкционированных свалок полностью за свой счет, то они имеют право на возмещение понесенных расходов за счет федерального бюджета и/или бюджета субъекта РФ. Дела заявителей подлежат пересмотру.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. До этого на местные власти может быть возложена соответствующая обязанность, но при условии определения судом - исходя из обстоятельств конкретного дела - объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Если же муниципалитеты после провозглашения данного постановления исполнят такие судебные решения и расчистят места несанкционированных свалок полностью за свой счет, то они имеют право на возмещение понесенных расходов за счет федерального бюджета и/или бюджета субъекта РФ. Дела заявителей подлежат пересмотру.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"В условиях же актуального (текущего) регулирования - предусматривающего обязанность именно собственника земельного участка обеспечить ликвидацию образованного на нем места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункты 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами) и в то же время четко не распределяющего между уровнями публичной власти полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен, а свалки обнаружены на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, - отсутствуют действенные механизмы финансирования соответствующих мероприятий, учитывающие размер свалки (объем накопленных отходов), требуемые для ее ликвидации капиталовложения, доходы бюджета муниципального образования, ликвидность земельного участка, наличие либо отсутствие возможности предоставить его в пользование на инвестиционных условиях и прочие факторы.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"В условиях же актуального (текущего) регулирования - предусматривающего обязанность именно собственника земельного участка обеспечить ликвидацию образованного на нем места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункты 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами) и в то же время четко не распределяющего между уровнями публичной власти полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен, а свалки обнаружены на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, - отсутствуют действенные механизмы финансирования соответствующих мероприятий, учитывающие размер свалки (объем накопленных отходов), требуемые для ее ликвидации капиталовложения, доходы бюджета муниципального образования, ликвидность земельного участка, наличие либо отсутствие возможности предоставить его в пользование на инвестиционных условиях и прочие факторы.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.