Полномочия по земельному контролю
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по земельному контролю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 72 "Муниципальный земельный контроль" ЗК РФ"Отклоняя доводы администрации, суды исходили из того, что полномочия на осуществление муниципального земельного контроля (статья 72 ЗК РФ) сами по себе не предусматривали право администрации на обращение в арбитражный суд с заявлением об обязании предпринимателя прекратить указанную деятельность на земельном участке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проводится земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия по муниципальному земельному контролю осуществляют органы госвласти субъектов РФ. Законами названных субъектов РФ эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления (п. 3 ст. 72 ЗК РФ, ч. 3 ст. 5 Закона N 248-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия по муниципальному земельному контролю осуществляют органы госвласти субъектов РФ. Законами названных субъектов РФ эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления (п. 3 ст. 72 ЗК РФ, ч. 3 ст. 5 Закона N 248-ФЗ).
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования, а если полномочия по осуществления муниципального земельного контроля перераспределены и осуществляются органами государственной власти субъектов РФ - в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ (п. 1 ст. 72 ЗК РФ; ч. 6 ст. 1, п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования, а если полномочия по осуществления муниципального земельного контроля перераспределены и осуществляются органами государственной власти субъектов РФ - в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ (п. 1 ст. 72 ЗК РФ; ч. 6 ст. 1, п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Скорректированы нормы, касающиеся муниципального земельного контроля. Например, в случае, если полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля перераспределены и осуществляются органами государственной власти субъектов РФ, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Скорректированы нормы, касающиеся муниципального земельного контроля. Например, в случае, если полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля перераспределены и осуществляются органами государственной власти субъектов РФ, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования, а в случае, если полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля перераспределены и осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования, а в случае, если полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля перераспределены и осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Сложилась практика передачи полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля от поселений муниципальным районам, в состав которых они входят <1>. Такая практика основана на ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ <2>. Так, в соответствии с п. 1.6 Положения о муниципальном земельном контроле в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области <3> муниципальный земельный контроль на территории данного муниципального района осуществляется администрацией района на основании заключенных соглашений между администрацией муниципального района и администрациями поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче полномочий на осуществление муниципального земельного контроля. Вместе с тем в ряде районных положений о муниципальном земельном контроле на всей территории района (а не только на межселенной) отсутствуют ссылки на заключенные соглашения, что представляется неправильным. В качестве положительного примера можно привести решение представительного органа сельского поселения, которым переданы полномочия муниципальному району, и решение районного представительного органа, которым, соответственно, приняты полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель в границах поселений, и в обоих актах есть упоминание о соглашении <4>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Сложилась практика передачи полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля от поселений муниципальным районам, в состав которых они входят <1>. Такая практика основана на ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ <2>. Так, в соответствии с п. 1.6 Положения о муниципальном земельном контроле в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области <3> муниципальный земельный контроль на территории данного муниципального района осуществляется администрацией района на основании заключенных соглашений между администрацией муниципального района и администрациями поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче полномочий на осуществление муниципального земельного контроля. Вместе с тем в ряде районных положений о муниципальном земельном контроле на всей территории района (а не только на межселенной) отсутствуют ссылки на заключенные соглашения, что представляется неправильным. В качестве положительного примера можно привести решение представительного органа сельского поселения, которым переданы полномочия муниципальному району, и решение районного представительного органа, которым, соответственно, приняты полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель в границах поселений, и в обоих актах есть упоминание о соглашении <4>.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Земельный комитет создан в целях осуществления муниципального земельного контроля, организации землеустройства и учета муниципальных земель, реализации полномочий Администрации города Екатеринбурга по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Земельный комитет создан в целях осуществления муниципального земельного контроля, организации землеустройства и учета муниципальных земель, реализации полномочий Администрации города Екатеринбурга по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Одним из видов нарушений со стороны органов местного самоуправления является также бездействие, состоящее в невыполнении мероприятий в рамках муниципального земельного контроля. Следует отметить, что препятствием реализации названных полномочий органов местного самоуправления служит отсутствие релевантной связи между ответственностью органов местного самоуправления и закрепленными за ними полномочиями. При выявлении правонарушений орган местного самоуправления не обладает компетенцией по составлению протокола, привлечению к ответственности и вынесению обязательных предписаний. С другой стороны, органы местного самоуправления - как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Одним из видов нарушений со стороны органов местного самоуправления является также бездействие, состоящее в невыполнении мероприятий в рамках муниципального земельного контроля. Следует отметить, что препятствием реализации названных полномочий органов местного самоуправления служит отсутствие релевантной связи между ответственностью органов местного самоуправления и закрепленными за ними полномочиями. При выявлении правонарушений орган местного самоуправления не обладает компетенцией по составлению протокола, привлечению к ответственности и вынесению обязательных предписаний. С другой стороны, органы местного самоуправления - как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд апелляционной инстанции Определение суда первой инстанции отменил. С 1 января 2019 года в г. Иркутске полномочия по распоряжению землей, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет городская администрация. Основанием для подачи иска действительно послужили материалы административного обследования, проведенные Росреестром в рамках полномочий по осуществлению земельного контроля. При этом правовое обоснование иска было основано на положениях Земельного кодекса РФ, коррелирующих с нормами ГК РФ, в частности ст. 304. Квалификация материально-правовых требований как вытекающих из правоотношений по проведению земельного контроля неверна, поскольку в таком случае, Министерство не являлось бы единственным управомоченным лицом на подачу иска, а предоставляло бы подобное право Росреестру, что не соответствует действующему законодательству <17>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Суд апелляционной инстанции Определение суда первой инстанции отменил. С 1 января 2019 года в г. Иркутске полномочия по распоряжению землей, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет городская администрация. Основанием для подачи иска действительно послужили материалы административного обследования, проведенные Росреестром в рамках полномочий по осуществлению земельного контроля. При этом правовое обоснование иска было основано на положениях Земельного кодекса РФ, коррелирующих с нормами ГК РФ, в частности ст. 304. Квалификация материально-правовых требований как вытекающих из правоотношений по проведению земельного контроля неверна, поскольку в таком случае, Министерство не являлось бы единственным управомоченным лицом на подачу иска, а предоставляло бы подобное право Росреестру, что не соответствует действующему законодательству <17>.