Положение о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2020 N 88-89/2020
Требование: Об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, прекращении зарегистрированного права собственности на земельные участки.
Обстоятельства: По мнению истца, все последующие сделки с земельным участком и участками, образованными из него, являются недействительными, а земельные участки подлежат истребованию у их собственников, исходя из обстоятельств заключения сделок и материалов уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц органа местного самоуправления в связи с допущенными ими злоупотреблениями при предоставлении в аренду, а затем в собственность земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.Не свидетельствует о принятии незаконного решения об истребовании спорных участков по иску органа местного самоуправления доводы кассационной жалобы Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу Свердловской области о том, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, поэтому отнесение их к землям населенных пунктов является необоснованным, поскольку в силу положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в целях устранения взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра. Как установлено судами спорные земельные участки согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости относятся к землям населенных пунктом, следовательно, распоряжение ими, и как следствие право на обращение в суд в порядке 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу закона возложено на органы местного самоуправления.
Требование: Об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, прекращении зарегистрированного права собственности на земельные участки.
Обстоятельства: По мнению истца, все последующие сделки с земельным участком и участками, образованными из него, являются недействительными, а земельные участки подлежат истребованию у их собственников, исходя из обстоятельств заключения сделок и материалов уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц органа местного самоуправления в связи с допущенными ими злоупотреблениями при предоставлении в аренду, а затем в собственность земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.Не свидетельствует о принятии незаконного решения об истребовании спорных участков по иску органа местного самоуправления доводы кассационной жалобы Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу Свердловской области о том, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, поэтому отнесение их к землям населенных пунктов является необоснованным, поскольку в силу положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в целях устранения взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра. Как установлено судами спорные земельные участки согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости относятся к землям населенных пунктом, следовательно, распоряжение ими, и как следствие право на обращение в суд в порядке 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу закона возложено на органы местного самоуправления.
Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2016 N 309-КГ15-18772 по делу N А60-50174/2014
Требование: О пересмотре судебных актов по делу об обязании государственного органа заключить договор аренды земельного участка.
Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку у ответчика отсутствовали основания для распоряжения спорным земельным участком.Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, в том числе выкопировку из публичной кадастровой карты, кадастровую выписку о земельном участке 66:25:0000000:384, планшет лесоустройства, выкопировку из плана лесонасаждений, схему наложения земельных участков, лесохозяйственный регламент Сысертского лесничества Свердловской области, правильно применив статьи 8, 74, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Положение о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП, постановление Правительства Свердловской области от 06.02.2013 N 137-ПП "Об изменении и установлении границ лесопарковой зоны и зеленой зоны в границах государственного казенного учреждения Свердловской области "Верх-Исетское лесничество", государственного казенного учреждения Свердловской области "Билимбаевское лесничество", государственного казенного учреждения Свердловской области "Березовское лесничество", государственного казенного учреждения Свердловской области "Свердловское лесничество" и государственного казенного учреждения Свердловской области "Сысертское лесничество", отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего: испрашиваемый заявителем земельный участок налагается на находящийся в федеральной собственности лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 из земель лесного фонда, который учтен в лесохозяйственном регламенте Сысертского лесничества и отнесен к категории лесов "запретные полосы лесов вдоль водных объектов" и на котором запрещена сельскохозяйственная деятельность; у Администрации отсутствовали основания для распоряжения спорным земельным участком, поскольку полномочиями по предоставлению лесных участков в составе земель лесного фонда (в том числе и для ведения сельского хозяйства) на территории Свердловской области обладает Департамент путем проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды; Жбенев Я.Н. не представил доказательств наличия у него преимущественного права на приобретение спорного земельного участка в аренду; предоставление спорного участка в аренду лицу, не обладающему исключительным правом на данный участок, неуполномоченным на распоряжение лесными участками органом, влечет нарушение порядка его предоставления; оспариваемое решение Администрации не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку спорный лесной участок не может быть предоставлен заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Требование: О пересмотре судебных актов по делу об обязании государственного органа заключить договор аренды земельного участка.
Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку у ответчика отсутствовали основания для распоряжения спорным земельным участком.Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, в том числе выкопировку из публичной кадастровой карты, кадастровую выписку о земельном участке 66:25:0000000:384, планшет лесоустройства, выкопировку из плана лесонасаждений, схему наложения земельных участков, лесохозяйственный регламент Сысертского лесничества Свердловской области, правильно применив статьи 8, 74, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Положение о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП, постановление Правительства Свердловской области от 06.02.2013 N 137-ПП "Об изменении и установлении границ лесопарковой зоны и зеленой зоны в границах государственного казенного учреждения Свердловской области "Верх-Исетское лесничество", государственного казенного учреждения Свердловской области "Билимбаевское лесничество", государственного казенного учреждения Свердловской области "Березовское лесничество", государственного казенного учреждения Свердловской области "Свердловское лесничество" и государственного казенного учреждения Свердловской области "Сысертское лесничество", отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего: испрашиваемый заявителем земельный участок налагается на находящийся в федеральной собственности лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 из земель лесного фонда, который учтен в лесохозяйственном регламенте Сысертского лесничества и отнесен к категории лесов "запретные полосы лесов вдоль водных объектов" и на котором запрещена сельскохозяйственная деятельность; у Администрации отсутствовали основания для распоряжения спорным земельным участком, поскольку полномочиями по предоставлению лесных участков в составе земель лесного фонда (в том числе и для ведения сельского хозяйства) на территории Свердловской области обладает Департамент путем проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды; Жбенев Я.Н. не представил доказательств наличия у него преимущественного права на приобретение спорного земельного участка в аренду; предоставление спорного участка в аренду лицу, не обладающему исключительным правом на данный участок, неуполномоченным на распоряжение лесными участками органом, влечет нарушение порядка его предоставления; оспариваемое решение Администрации не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку спорный лесной участок не может быть предоставлен заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы и направления совершенствования государственного управления в области лесных отношений
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Lex russica", 2018, N 2)На практике эти положения законодательства в части определения правового статуса лесничеств не выполняются. Так, в Свердловской области лесничества являются бюджетными государственными учреждениями, подведомственными Департаменту лесного хозяйства Свердловской области <17>. В Республике Крым созданы подведомственные Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым одно государственное казенное учреждение Республики Крым "Северо-западное объединенное лесничество"), а также государственные автономные учреждения Республики Крым: "Бахчисарайское лесное хозяйство", "Белогорское лесное хозяйство", "Евпаторийское лесное хозяйство", "Куйбышевское лесное хозяйство") <18>.
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Lex russica", 2018, N 2)На практике эти положения законодательства в части определения правового статуса лесничеств не выполняются. Так, в Свердловской области лесничества являются бюджетными государственными учреждениями, подведомственными Департаменту лесного хозяйства Свердловской области <17>. В Республике Крым созданы подведомственные Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым одно государственное казенное учреждение Республики Крым "Северо-западное объединенное лесничество"), а также государственные автономные учреждения Республики Крым: "Бахчисарайское лесное хозяйство", "Белогорское лесное хозяйство", "Евпаторийское лесное хозяйство", "Куйбышевское лесное хозяйство") <18>.
Нормативные акты
Приказ Рослесхоза от 08.06.2018 N 476
"Об отнесении лесов на территории Невьянского лесничества Свердловской области к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 15.09.2009 N 366 "Об отнесении лесов на территории Свердловской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ"В соответствии со статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, учитывая предложения Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 22.03.2018 N 24-08-16/2201 и от 26.04.2018 N 24-08-16/3325, заключение Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению документации по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон, а также материалов по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установлению и изменению их границ (протокол заседания Комиссии Рослесхоза от 08.05.2018 N 03-14/174-опер), на основании проектной документации по изменению и установлению границ лесопарковых зон на территории Кушвинского лесничества Свердловской области, согласованной письмом Рослесхоза от 15.12.2017 N АВ-03-47/18421, проектной документации по изменению и установлению границ лесопарковых зон на территории Невьянского лесничества Свердловской области, согласованной письмом Рослесхоза от 21.02.2018 N ЕК-03-47/2657, а также приказов Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 02.02.2018 N 83 "Об утверждении проектной документации по изменению и установлению границ лесопарковых зон на территории Кушвинского лесничества Свердловской области", от 03.04.2018 N 276 "Об утверждении проектной документации по изменению и установлению границ лесопарковых зон на территории Невьянского лесничества Свердловской области" приказываю:
"Об отнесении лесов на территории Невьянского лесничества Свердловской области к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 15.09.2009 N 366 "Об отнесении лесов на территории Свердловской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ"В соответствии со статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, учитывая предложения Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 22.03.2018 N 24-08-16/2201 и от 26.04.2018 N 24-08-16/3325, заключение Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению документации по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон, а также материалов по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установлению и изменению их границ (протокол заседания Комиссии Рослесхоза от 08.05.2018 N 03-14/174-опер), на основании проектной документации по изменению и установлению границ лесопарковых зон на территории Кушвинского лесничества Свердловской области, согласованной письмом Рослесхоза от 15.12.2017 N АВ-03-47/18421, проектной документации по изменению и установлению границ лесопарковых зон на территории Невьянского лесничества Свердловской области, согласованной письмом Рослесхоза от 21.02.2018 N ЕК-03-47/2657, а также приказов Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 02.02.2018 N 83 "Об утверждении проектной документации по изменению и установлению границ лесопарковых зон на территории Кушвинского лесничества Свердловской области", от 03.04.2018 N 276 "Об утверждении проектной документации по изменению и установлению границ лесопарковых зон на территории Невьянского лесничества Свердловской области" приказываю:
Решение Свердловского УФАС России от 13.04.2017 по жалобе N 38/18.1-2017
Обстоятельства: Поступила жалоба на действия уполномоченного органа, совершенные при организации и проведении процедуры продажи права на заключение договора аренды лесных участков.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности установлен Главой 8 Лесного кодекса РФ, а также Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора, утвержденных Приказом Минсельхоза от 24.02.2009 N 75 (далее - Приказ N 75). Согласно ч. 1 ст. 79 ЛК РФ организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация. В качестве продавца права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, согласно п. 2 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75), выступает уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации. В пункте 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП) определено, что Департамент на территории Свердловской области предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, выступает в качестве организаторов торгов. В соответствии с ч. 12 ст. 70.1 ЛК РФ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки. Департаментом 03.03.2017 на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение N 030317/1089864/01 о проведение аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, согласно лотам N 1, 2, 3. Начальная (максимальная) цена контракта согласно указанному извещению составляет: - Лот N 1-599 900,00 руб.; - лот N 2-1 244 000,00 руб.; - лот N 3-525 400,00 руб.; Шаг аукциона 5%. Протоколом от 29.03.2017 по лотам N 1, 2, 3 были допущены 25 заявок, в том числе: - лот N 1-8 участников; - лот N 2-12 участников; - лот N 3-5 участников. Согласно ч. 2 ст. 18.1 закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Заявки ООО "СтройОснова" не были приняты. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Обстоятельства: Поступила жалоба на действия уполномоченного органа, совершенные при организации и проведении процедуры продажи права на заключение договора аренды лесных участков.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности установлен Главой 8 Лесного кодекса РФ, а также Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора, утвержденных Приказом Минсельхоза от 24.02.2009 N 75 (далее - Приказ N 75). Согласно ч. 1 ст. 79 ЛК РФ организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация. В качестве продавца права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, согласно п. 2 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75), выступает уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации. В пункте 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП) определено, что Департамент на территории Свердловской области предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, выступает в качестве организаторов торгов. В соответствии с ч. 12 ст. 70.1 ЛК РФ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки. Департаментом 03.03.2017 на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение N 030317/1089864/01 о проведение аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, согласно лотам N 1, 2, 3. Начальная (максимальная) цена контракта согласно указанному извещению составляет: - Лот N 1-599 900,00 руб.; - лот N 2-1 244 000,00 руб.; - лот N 3-525 400,00 руб.; Шаг аукциона 5%. Протоколом от 29.03.2017 по лотам N 1, 2, 3 были допущены 25 заявок, в том числе: - лот N 1-8 участников; - лот N 2-12 участников; - лот N 3-5 участников. Согласно ч. 2 ст. 18.1 закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Заявки ООО "СтройОснова" не были приняты. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.