Положение о департаменте образования и науки Приморского края
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о департаменте образования и науки Приморского края (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 22.09.2010 N 56-Г10-13
Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 12.07.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления администрации Приморского края от 05.03.2010 N 82-па "О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием".Из содержания оспариваемого постановления следует, что им урегулированы организационные вопросы подготовки заявок на целевой прием и целевую подготовку специалистов учреждениями высшего профессионального образования для приоритетных отраслей экономики Приморского края, определен орган исполнительной власти Приморского края, осуществляющий такую деятельность, - департамент образования и науки Приморского края, установлена его компетенция в данной сфере.
Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 12.07.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления администрации Приморского края от 05.03.2010 N 82-па "О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием".Из содержания оспариваемого постановления следует, что им урегулированы организационные вопросы подготовки заявок на целевой прием и целевую подготовку специалистов учреждениями высшего профессионального образования для приоритетных отраслей экономики Приморского края, определен орган исполнительной власти Приморского края, осуществляющий такую деятельность, - департамент образования и науки Приморского края, установлена его компетенция в данной сфере.
Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2003 N 56-Г03-3
Заявление о признании недействительным постановления губернатора Приморского края от 18.10.2002 N 545 "О создании департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края" удовлетворено правомерно, так как оно издано за пределами компетенции губернатора края, поскольку вопросы построения органов государственной власти отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов РФ.При таких условиях вывод суда о том, что Министерство образования РФ не может координировать и направлять деятельность других государственных органов, каковым является Департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края, по вопросам, связанным с социальной защитой населения, является правильным. Указанные вопросы находятся в компетенции другого федерального органа исполнительной власти - Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации N 480 от 23 апреля 1997 года.
Заявление о признании недействительным постановления губернатора Приморского края от 18.10.2002 N 545 "О создании департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края" удовлетворено правомерно, так как оно издано за пределами компетенции губернатора края, поскольку вопросы построения органов государственной власти отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов РФ.При таких условиях вывод суда о том, что Министерство образования РФ не может координировать и направлять деятельность других государственных органов, каковым является Департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края, по вопросам, связанным с социальной защитой населения, является правильным. Указанные вопросы находятся в компетенции другого федерального органа исполнительной власти - Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации N 480 от 23 апреля 1997 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности управления системой образования в правоприменительной деятельности
(Шугрина Е.С., Нарутто С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 6)Предметом судебного разбирательства были вопросы, связанные с реорганизацией органов управления образованием субъекта РФ. Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным Постановления губернатора Приморского края от 18 октября 2002 г. N 545 "О создании департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края", указав на то, что указанным Постановлением путем слияния департамента образования и науки администрации края и управления социальной защиты населения администрации края создан департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края. По мнению прокурора, создание департамента на базе двух самостоятельных структур исполнительной власти администрации Приморского края путем их слияния противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, поскольку система органов государственной власти субъектов РФ должна соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом, и составлять единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Суд удовлетворил заявление прокурора, ссылаясь на ч. 2 ст. 77 Конституции РФ о том, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ. Согласно Конституции РФ и федеральному законодательству органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим координацию и управление в установленном порядке деятельностью других органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, является Министерство образования РФ. Положение об этом Министерстве вопросы социальной защиты населения в компетенцию этого федерального органа исполнительной власти не включило. При таких условиях Министерство образования РФ не может координировать и направлять деятельность других государственных органов, каковым является департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края, по вопросам, связанным с социальной защитой населения <12>.
(Шугрина Е.С., Нарутто С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 6)Предметом судебного разбирательства были вопросы, связанные с реорганизацией органов управления образованием субъекта РФ. Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным Постановления губернатора Приморского края от 18 октября 2002 г. N 545 "О создании департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края", указав на то, что указанным Постановлением путем слияния департамента образования и науки администрации края и управления социальной защиты населения администрации края создан департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края. По мнению прокурора, создание департамента на базе двух самостоятельных структур исполнительной власти администрации Приморского края путем их слияния противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, поскольку система органов государственной власти субъектов РФ должна соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом, и составлять единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Суд удовлетворил заявление прокурора, ссылаясь на ч. 2 ст. 77 Конституции РФ о том, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ. Согласно Конституции РФ и федеральному законодательству органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим координацию и управление в установленном порядке деятельностью других органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, является Министерство образования РФ. Положение об этом Министерстве вопросы социальной защиты населения в компетенцию этого федерального органа исполнительной власти не включило. При таких условиях Министерство образования РФ не может координировать и направлять деятельность других государственных органов, каковым является департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края, по вопросам, связанным с социальной защитой населения <12>.
Статья: Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации
(Романовская О.В.)
("Реформы и право", 2009, N 2)Определением Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 года (дело N 56-Г03-3) было дано своеобразное толкование конституционному положению о том, что федеральные и региональные органы исполнительной власти по вопросам совместного ведения образовывают единую систему. Данное решение касалось слияния нескольких региональных органов: постановлением губернатора Приморского края от 18 октября 2002 года N 545 был создан департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края путем слияния департамента образования и науки администрации края и управления социальной защиты населения администрации. Прокуратурой был принесен протест, а в последующем заявление о признании постановления не соответствующим Конституции России и федеральному законодательству. Судебные инстанции согласились с таким выводом. В мотивировочной части было указано, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации должна соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом, и составлять единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. На федеральном уровне отрасли управления - образование, наука и социальная защита - находятся в ведении разных органов государственной власти. По каждому федеральному органу исполнительной власти есть самостоятельное положение, в котором говорится о координации деятельности региональных органов по вопросам совместного ведения. Управление социальной защиты включено в состав нового департамента на правах структурного подразделения. Далее сделан вывод, что вновь образованный орган будет находиться в ведении тогда действовавшего Министерства образования РФ. Но Министерство образования России не уполномочено координировать политику по вопросам социальной защиты: "Согласно Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию в установленном порядке деятельностью других органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, является Министерство образования Российской Федерации. Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258 Положение об этом Министерстве вопросы социальной защиты населения в компетенцию этого федерального органа исполнительной власти не включило". Верховный Суд России уклонился от ответа, почему в данном случае не может каждое федеральное министерство координировать на региональном уровне свою функцию, а не конкретный орган. В данном случае, если исходить из логики приведенного определения, на региональном уровне должны дублироваться система органов исполнительной власти в соответствии с федеральной моделью. Такой вывод выглядит неправильным, поскольку координация осуществляется по отраслям управления, по функциям, по территориям. Иное бы привело к постоянному "подгону" региональной структуры под федеральную. Верховный Суд России принял как за аксиому, что Министерство образования РФ не может координировать и направлять деятельность других государственных органов, каковым является Департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края, по вопросам, связанным с социальной защитой населения. Но тогда можно было указать, что и Министерство труда и социальной защиты РФ не может координировать деятельность департамента по вопросам образования и науки. Естественно, это замкнутый круг, который не позволяет правильно оценивать природу федеративных отношений внутри нашего государства по вопросу реализации полномочий исполнительной власти. Дальнейшие события показали, что произошло сокращение федеральных министерств. Неужели объединение, например, министерства образования и министерства труда и социальной защиты повлияло бы на выводы Верховного Суда РФ? Организационный вопрос количества органов государственной власти не может лежать в основе выводов правомерности выстраивания структуры власти на уровне региона. Между тем Суд посчитал, что переподчинением Управления социальной защиты населения администрации края Департаменту образования и науки единая система государственной исполнительной власти нарушается, так как на такое переподчинение согласия федеральных органов получено не было: "Поскольку система органов исполнительной власти Приморского края должна соответствовать построению органов исполнительной власти Российской Федерации и образовывать с ней единую систему, слияние Департамента образования и науки и Управления социальной защиты населения администрации края в один Департамент образования, науки и социальной защиты администрации края является незаконным". Надо отметить, что Конституция России не содержит такого положения. Благодаря приведенному выводу происходит искусственное превращение региональных органов государственной власти в территориальные управления федеральных органов государственной власти. Статья 77 Конституции России говорит только о соответствии "общим принципам, установленным федеральным законом", а не о соответствии построению органов власти на уровне Федерации.
(Романовская О.В.)
("Реформы и право", 2009, N 2)Определением Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 года (дело N 56-Г03-3) было дано своеобразное толкование конституционному положению о том, что федеральные и региональные органы исполнительной власти по вопросам совместного ведения образовывают единую систему. Данное решение касалось слияния нескольких региональных органов: постановлением губернатора Приморского края от 18 октября 2002 года N 545 был создан департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края путем слияния департамента образования и науки администрации края и управления социальной защиты населения администрации. Прокуратурой был принесен протест, а в последующем заявление о признании постановления не соответствующим Конституции России и федеральному законодательству. Судебные инстанции согласились с таким выводом. В мотивировочной части было указано, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации должна соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом, и составлять единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. На федеральном уровне отрасли управления - образование, наука и социальная защита - находятся в ведении разных органов государственной власти. По каждому федеральному органу исполнительной власти есть самостоятельное положение, в котором говорится о координации деятельности региональных органов по вопросам совместного ведения. Управление социальной защиты включено в состав нового департамента на правах структурного подразделения. Далее сделан вывод, что вновь образованный орган будет находиться в ведении тогда действовавшего Министерства образования РФ. Но Министерство образования России не уполномочено координировать политику по вопросам социальной защиты: "Согласно Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию в установленном порядке деятельностью других органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, является Министерство образования Российской Федерации. Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258 Положение об этом Министерстве вопросы социальной защиты населения в компетенцию этого федерального органа исполнительной власти не включило". Верховный Суд России уклонился от ответа, почему в данном случае не может каждое федеральное министерство координировать на региональном уровне свою функцию, а не конкретный орган. В данном случае, если исходить из логики приведенного определения, на региональном уровне должны дублироваться система органов исполнительной власти в соответствии с федеральной моделью. Такой вывод выглядит неправильным, поскольку координация осуществляется по отраслям управления, по функциям, по территориям. Иное бы привело к постоянному "подгону" региональной структуры под федеральную. Верховный Суд России принял как за аксиому, что Министерство образования РФ не может координировать и направлять деятельность других государственных органов, каковым является Департамент образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края, по вопросам, связанным с социальной защитой населения. Но тогда можно было указать, что и Министерство труда и социальной защиты РФ не может координировать деятельность департамента по вопросам образования и науки. Естественно, это замкнутый круг, который не позволяет правильно оценивать природу федеративных отношений внутри нашего государства по вопросу реализации полномочий исполнительной власти. Дальнейшие события показали, что произошло сокращение федеральных министерств. Неужели объединение, например, министерства образования и министерства труда и социальной защиты повлияло бы на выводы Верховного Суда РФ? Организационный вопрос количества органов государственной власти не может лежать в основе выводов правомерности выстраивания структуры власти на уровне региона. Между тем Суд посчитал, что переподчинением Управления социальной защиты населения администрации края Департаменту образования и науки единая система государственной исполнительной власти нарушается, так как на такое переподчинение согласия федеральных органов получено не было: "Поскольку система органов исполнительной власти Приморского края должна соответствовать построению органов исполнительной власти Российской Федерации и образовывать с ней единую систему, слияние Департамента образования и науки и Управления социальной защиты населения администрации края в один Департамент образования, науки и социальной защиты администрации края является незаконным". Надо отметить, что Конституция России не содержит такого положения. Благодаря приведенному выводу происходит искусственное превращение региональных органов государственной власти в территориальные управления федеральных органов государственной власти. Статья 77 Конституции России говорит только о соответствии "общим принципам, установленным федеральным законом", а не о соответствии построению органов власти на уровне Федерации.
Нормативные акты
Представление Счетной палаты РФ от 28.10.2016 N ПР 11-262/11-04
<О результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" в Администрации Приморского края>Согласно подпункту "з" пункта 1 постановления Приморского края N 225-па департамент образования и науки Приморского края осуществляет приобретение жилых помещений в собственность Приморского края по договорам купли-продажи жилых помещений для детей-сирот. При этом положением о департаменте образования и науки Приморского края данное полномочие не установлено, должностные регламенты сотрудников не содержат обязанности по выполнению функций, связанных с приобретением жилых помещений, соответственно, ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение данных функций отсутствует.
<О результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" в Администрации Приморского края>Согласно подпункту "з" пункта 1 постановления Приморского края N 225-па департамент образования и науки Приморского края осуществляет приобретение жилых помещений в собственность Приморского края по договорам купли-продажи жилых помещений для детей-сирот. При этом положением о департаменте образования и науки Приморского края данное полномочие не установлено, должностные регламенты сотрудников не содержат обязанности по выполнению функций, связанных с приобретением жилых помещений, соответственно, ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение данных функций отсутствует.
Приказ Росрыболовства от 14.12.2006 N 405
"О создании филиала ФГОУ ВПО "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" в поселке Славянка Хасанского района Приморского края"В соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Типовым положением о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), утвержденным Приказом Минобрнауки России от 01.12.2005 N 297, на основании решения Ученого совета федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" от 26.01.2006 N 8, ходатайств департамента образования и науки администрации Приморского края от 30.03.2006 N 20-04/812, администрации Хасанского муниципального района Приморского края от 30.01.2006 N 129 и по согласованию с Минобрнауки России от 29.11.2006 N АС-1381/03 приказываю:
"О создании филиала ФГОУ ВПО "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" в поселке Славянка Хасанского района Приморского края"В соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Типовым положением о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), утвержденным Приказом Минобрнауки России от 01.12.2005 N 297, на основании решения Ученого совета федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" от 26.01.2006 N 8, ходатайств департамента образования и науки администрации Приморского края от 30.03.2006 N 20-04/812, администрации Хасанского муниципального района Приморского края от 30.01.2006 N 129 и по согласованию с Минобрнауки России от 29.11.2006 N АС-1381/03 приказываю: