Положение о лицензировании недропользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о лицензировании недропользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение по результатам выполненной ООО "ГеолНерудПроект" топомаркшейдерской съемки от 17.08.2020, согласно которого добыча полезного ископаемого (строительного песка) ведется за пределами границ, предоставленного горного отвода, руководствуясь положениям статей 11, 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395/-1 "О недрах", положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 17.1 "Переход права пользования участками недр" Закона РФ "О недрах""Из системного, толкования положений статей 11 и 17.1 Закона РФ "О недрах" следует, что переоформление лицензии на недропользование возможно в ограниченных случаях, установленных законом, при этом из самого факта переоформления лицензии и факта сохранения условий пользования участком недр прежним недропользователем само по себе не следует, что новый недропользователь, являясь вновь созданным юридическим лицом, является правопреемником прежних недропользователей по их обязательствам, вытекающим из причинения вреда независимо от своей вины. Закон РФ "О недрах" такого императивного положения не содержит. Не содержат таких положений и лицензии на пользование участком недр и лицензионное соглашение, имеющиеся в материалах дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Вместе с тем судебная практика не была последовательна в толковании термина "исключительное право", содержащегося в ст. 7 Закона о недрах. Сначала суды ориентировались на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, согласно которой в силу ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в границах горного отвода пользование недрами, а не земельными участками, под которыми они расположены <7>. Впоследствии суды изменили свою позицию и стали толковать "исключительное право" в смысле Закона о недрах аналогично "исключительному праву" ЗК РФ. Например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа со ссылкой на ст. 7 Закона посчитал, что наличие у общества лицензии означает наличие у него исключительного и приоритетного права на использование земельного участка <8>. Арбитражный суд Поволжского округа пришел к крайне странному выводу, указав, что поскольку у общества имеется лицензия на право пользования недрами, оно имеет приоритет в использовании участка недр перед другими видами природопользования <9> (возможно, суд не считал пользование земельным участком природопользованием). В настоящее время суды вернулись к прежней позиции и в большинстве случаев верно трактуют понятие "исключительное право" Закона о недрах, указывая, что недропользователь не является субъектом исключительного права на предоставление земельного участка в аренду <10>. Однако законодателя в данном случае упрекнуть не в чем, так как норма Закона о недрах, касающаяся исключительного права, сформулирована совершенно четко и в толковании не нуждается. Судебная же практика, толкующая "исключительное право" Закона о недрах в смысле исключительного права по ЗК РФ, спровоцирована тем, что недропользователи зачастую не могут оформить права на земельный участок не потому, что этого не хотят, а потому, что получить земельный участок для разработки месторождения полезного ископаемого в принципе невозможно. Когда проводится аукцион на право пользования недрами, в аукционных условиях никакой информации о земельном участке не содержится. Никакой поддержки со стороны Роснедр в оформлении прав на земельный участок лицензиатом действующее законодательство не предусматривает. В первоначальной редакции ранее действовавшего Постановления Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о лицензировании пользования недрами" <11> было закреплено правило о предоставлении лицензии на пользование недрами одновременно с предоставлением права на пользование земельным участком. Впоследствии эта норма была исключена, и недропользователь, получивший лицензию, остается один на один с органом власти, уполномоченным на предоставление земельных участков. При этом зачастую на аукцион выставляются лицензионные участки недр, когда правовой режим земельных участков, расположенных над ними, включает запрет на использование их для целей добычи полезных ископаемых (например, земельные участки на территории национального парка). В таких случаях доходит до того, что законодатель вынужден вводить весьма специфические механизмы, обеспечивающие недропользователю доступ к заветному месторождению. Примером такого законодательного урегулирования конфликта "земля/недра" может служить Федеральный закон <12>, который внес в Закон об особо охраняемых природных территориях <13> изменения, предусматривающие возможность добычи полезных ископаемых в границах населенного пункта, созданного на территории национального парка.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Вместе с тем судебная практика не была последовательна в толковании термина "исключительное право", содержащегося в ст. 7 Закона о недрах. Сначала суды ориентировались на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, согласно которой в силу ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в границах горного отвода пользование недрами, а не земельными участками, под которыми они расположены <7>. Впоследствии суды изменили свою позицию и стали толковать "исключительное право" в смысле Закона о недрах аналогично "исключительному праву" ЗК РФ. Например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа со ссылкой на ст. 7 Закона посчитал, что наличие у общества лицензии означает наличие у него исключительного и приоритетного права на использование земельного участка <8>. Арбитражный суд Поволжского округа пришел к крайне странному выводу, указав, что поскольку у общества имеется лицензия на право пользования недрами, оно имеет приоритет в использовании участка недр перед другими видами природопользования <9> (возможно, суд не считал пользование земельным участком природопользованием). В настоящее время суды вернулись к прежней позиции и в большинстве случаев верно трактуют понятие "исключительное право" Закона о недрах, указывая, что недропользователь не является субъектом исключительного права на предоставление земельного участка в аренду <10>. Однако законодателя в данном случае упрекнуть не в чем, так как норма Закона о недрах, касающаяся исключительного права, сформулирована совершенно четко и в толковании не нуждается. Судебная же практика, толкующая "исключительное право" Закона о недрах в смысле исключительного права по ЗК РФ, спровоцирована тем, что недропользователи зачастую не могут оформить права на земельный участок не потому, что этого не хотят, а потому, что получить земельный участок для разработки месторождения полезного ископаемого в принципе невозможно. Когда проводится аукцион на право пользования недрами, в аукционных условиях никакой информации о земельном участке не содержится. Никакой поддержки со стороны Роснедр в оформлении прав на земельный участок лицензиатом действующее законодательство не предусматривает. В первоначальной редакции ранее действовавшего Постановления Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о лицензировании пользования недрами" <11> было закреплено правило о предоставлении лицензии на пользование недрами одновременно с предоставлением права на пользование земельным участком. Впоследствии эта норма была исключена, и недропользователь, получивший лицензию, остается один на один с органом власти, уполномоченным на предоставление земельных участков. При этом зачастую на аукцион выставляются лицензионные участки недр, когда правовой режим земельных участков, расположенных над ними, включает запрет на использование их для целей добычи полезных ископаемых (например, земельные участки на территории национального парка). В таких случаях доходит до того, что законодатель вынужден вводить весьма специфические механизмы, обеспечивающие недропользователю доступ к заветному месторождению. Примером такого законодательного урегулирования конфликта "земля/недра" может служить Федеральный закон <12>, который внес в Закон об особо охраняемых природных территориях <13> изменения, предусматривающие возможность добычи полезных ископаемых в границах населенного пункта, созданного на территории национального парка.
Статья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)Так, изначально на федеральном уровне закреплялось правило одновременного оформления прав пользования земельным участком и участком недр (лицензии): в ст. 11 Закона о недрах в редакции от 18 декабря 1992 года предусматривалось положение о предоставлении лицензий на право пользования недрами одновременно с предоставлением земельного участка, под которым они залегают. Аналогично в п. 4.1 Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" <4> указывалось, что предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Переговоры с органами о выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках их использования проводили Геолком России или его территориальные подразделения. Взаимоотношения пользователей недр с собственниками земельных участков регулировались федеральным и региональным законодательством. Очевидное нарастание проблем, связанных с оформлением земельных участков недропользователями, осложнялось проведением земельной реформы в России. В 1995 году законодательство о недрах предусмотрело необходимость предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования, а с 2007 года - только согласия собственника земельного участка <5>. Возможность изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, была закреплена только в 2007 году.
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)Так, изначально на федеральном уровне закреплялось правило одновременного оформления прав пользования земельным участком и участком недр (лицензии): в ст. 11 Закона о недрах в редакции от 18 декабря 1992 года предусматривалось положение о предоставлении лицензий на право пользования недрами одновременно с предоставлением земельного участка, под которым они залегают. Аналогично в п. 4.1 Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" <4> указывалось, что предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Переговоры с органами о выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках их использования проводили Геолком России или его территориальные подразделения. Взаимоотношения пользователей недр с собственниками земельных участков регулировались федеральным и региональным законодательством. Очевидное нарастание проблем, связанных с оформлением земельных участков недропользователями, осложнялось проведением земельной реформы в России. В 1995 году законодательство о недрах предусмотрело необходимость предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования, а с 2007 года - только согласия собственника земельного участка <5>. Возможность изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, была закреплена только в 2007 году.