Положение о водоохранных зонах водных Объектов и их прибрежных защитных полосах
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о водоохранных зонах водных Объектов и их прибрежных защитных полосах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Положениями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, возникающим в силу федерального закона. Таким образом, предусмотренные статьей 65 ВК РФ требования по соблюдению специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и не связаны с установлением данных зон уполномоченными органами."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 222 ГК РФ, пунктом 26 постановления Пленума Верховного Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", статьей 3, пунктом 1 статьи 9 КВВТ РФ, пунктами 1, 2 статьи 65 ВК РФ, статьей 10 Кодекса внутренних водных путей Российской Федерации, положениями Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2016 N 377 (далее - Правила N 377), технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее - технический регламент), установив, что ответчик осуществил строительство спорного объекта - гидротехнического сооружения - без получения согласования с администрацией, учитывая обстоятельства, установленные судом апелляционной инстанции по делу N А65-16396/2021, в том числе о том, что ответчик разместил причал нерудных строительных материалов в зоне интенсивного движения крупнотоннажных, нефтеналивных и пассажирских судов (до 90 судов), что создает угрозу жизни и здоровью граждан в условиях ограниченной акватории, признал спорный объект самовольной постройкой и обязал ответчика снести самовольно возведенный объект."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Описанные выше методические рекомендации по определению границ и использованию зон нашли свое отражение в последующем правовом регулировании. Во исполнение Водного кодекса 1995 г. были разработаны Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос <7> (не действует) и Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос <8> (не действует).
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Описанные выше методические рекомендации по определению границ и использованию зон нашли свое отражение в последующем правовом регулировании. Во исполнение Водного кодекса 1995 г. были разработаны Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос <7> (не действует) и Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос <8> (не действует).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т.е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учетом переходного положения в отношении "старых" ЗОУИТ). В 2019 году <1> неожиданно спустя всего 3 года после его введения утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов <2>, в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т.е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учетом переходного положения в отношении "старых" ЗОУИТ). В 2019 году <1> неожиданно спустя всего 3 года после его введения утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов <2>, в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Нормативные акты
<Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов>
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" в пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" в пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Определяя таким образом (относительно рек-аналогов) среднемноголетний уровень вод, региональное министерство природных ресурсов не изменяло установленные частью 4 статьи 5 ВК РФ критерии береговой линии (границы водного объекта). Соответственно, границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Цусхвадж утверждены с соблюдением установленного порядка, и оспариваемый приказ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Определяя таким образом (относительно рек-аналогов) среднемноголетний уровень вод, региональное министерство природных ресурсов не изменяло установленные частью 4 статьи 5 ВК РФ критерии береговой линии (границы водного объекта). Соответственно, границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Цусхвадж утверждены с соблюдением установленного порядка, и оспариваемый приказ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.