Помещение поставить на кадастровый учет в индивидуальном жилом доме
Подборка наиболее важных документов по запросу Помещение поставить на кадастровый учет в индивидуальном жилом доме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2023 по делу N 88-1925/2023 (УИД 23RS0002-01-2017-007130-63)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О внесении изменений в данные кадастрового учета в отношении жилого дома.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик после раздела дома является собственником одного из помещений. Для постановки на кадастровый учет помещения мансардного этажа необходимо изготовить технический план, для чего нужно представить заявления от всех собственников помещений, в связи с чем он обратился к ним для согласования технических данных и постановки на кадастровый учет помещений мансардного этажа, от чего ответчик отказался.
Решение: Отказано.Отменяя решение, апелляционная коллегия указала, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права. Принимая по делу новое решение и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что требование о выделении помещения с постановкой на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости является доказательством строительства не индивидуального жилого дома, а многоквартирного дома, который не предназначен для проживания одной семьи и разделен на самостоятельные объекты недвижимости). Суд установил, что истец без получения соответствующего разрешения на реконструкцию жилого дома предпринимает попытку легализации самовольной постройки в обход установленной процедуры, что нарушает права иных собственников данного объекта.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О внесении изменений в данные кадастрового учета в отношении жилого дома.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик после раздела дома является собственником одного из помещений. Для постановки на кадастровый учет помещения мансардного этажа необходимо изготовить технический план, для чего нужно представить заявления от всех собственников помещений, в связи с чем он обратился к ним для согласования технических данных и постановки на кадастровый учет помещений мансардного этажа, от чего ответчик отказался.
Решение: Отказано.Отменяя решение, апелляционная коллегия указала, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права. Принимая по делу новое решение и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что требование о выделении помещения с постановкой на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости является доказательством строительства не индивидуального жилого дома, а многоквартирного дома, который не предназначен для проживания одной семьи и разделен на самостоятельные объекты недвижимости). Суд установил, что истец без получения соответствующего разрешения на реконструкцию жилого дома предпринимает попытку легализации самовольной постройки в обход установленной процедуры, что нарушает права иных собственников данного объекта.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2023 по делу N 88-6085/2023, 2-1971/2021
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Ответчик без разрешения на строительство с нарушением градостроительных норм возвел спорный объект капитального строительства на земельном участке, не предусматривающем возведение подобных объектов.
Решение: Удовлетворено.Согласно выписки из ЕГРН от 11 февраля 2020 года ответчиком спорный объект разделен на 74 обособленные помещения с постановкой каждого помещения на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, что является прямым доказательством строительства ответчиком не индивидуального жилого дома, а многоквартирного жилого дома (количество этажей более 3, не предназначенного для проживания одной семьи, разделено на самостоятельные объекты недвижимости).
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Ответчик без разрешения на строительство с нарушением градостроительных норм возвел спорный объект капитального строительства на земельном участке, не предусматривающем возведение подобных объектов.
Решение: Удовлетворено.Согласно выписки из ЕГРН от 11 февраля 2020 года ответчиком спорный объект разделен на 74 обособленные помещения с постановкой каждого помещения на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, что является прямым доказательством строительства ответчиком не индивидуального жилого дома, а многоквартирного жилого дома (количество этажей более 3, не предназначенного для проживания одной семьи, разделено на самостоятельные объекты недвижимости).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О дискуссионных вопросах определения правового статуса части жилого дома и дома блокированной застройки
(Лысова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В частности, в письме от 26.08.2016 N 14-07394/16 регистрирующий орган указал, что "части здания (в том числе жилого дома) не являются видом объектов недвижимости, подлежащих учету в ГКН <6>", и "не должна осуществляться постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме, как самостоятельных объектов недвижимости, за исключением, если такое помещение представляет собой совокупность помещений, составляющих часть жилого дома, отвечающих признакам жилого помещения (дома), как самостоятельного объекта недвижимости, в том числе блок в жилом доме блокированной застройки" <7>. То есть зарегистрировать права на часть жилого дома, по мнению Росреестра, можно только при условии, если собственник докажет, что принадлежащая ему недвижимость является домом блокированной застройки или произведет соответствующую реконструкцию.
(Лысова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В частности, в письме от 26.08.2016 N 14-07394/16 регистрирующий орган указал, что "части здания (в том числе жилого дома) не являются видом объектов недвижимости, подлежащих учету в ГКН <6>", и "не должна осуществляться постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме, как самостоятельных объектов недвижимости, за исключением, если такое помещение представляет собой совокупность помещений, составляющих часть жилого дома, отвечающих признакам жилого помещения (дома), как самостоятельного объекта недвижимости, в том числе блок в жилом доме блокированной застройки" <7>. То есть зарегистрировать права на часть жилого дома, по мнению Росреестра, можно только при условии, если собственник докажет, что принадлежащая ему недвижимость является домом блокированной застройки или произведет соответствующую реконструкцию.
Статья: Обзор изменений и дополнений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (первый квартал 2022 года)
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Сравнительный анализ ч. 1 и 1.1 ст. 4 Закона N 214-ФЗ показывает, что различие в предметах этих договоров участия в долевом строительстве все-таки есть. Оно заключается в том, что законодатель не включает в обязанности участника долевого строительства, приобретающего, например, квартиру, обязательство принимать от застройщика участок под многоквартирным домом. Он переходит в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома одновременно с государственной регистрацией права частной собственности на помещение в многоквартирном доме при условии его постановки на государственный кадастровый учет в качестве объекта недвижимого имущества <19>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Сравнительный анализ ч. 1 и 1.1 ст. 4 Закона N 214-ФЗ показывает, что различие в предметах этих договоров участия в долевом строительстве все-таки есть. Оно заключается в том, что законодатель не включает в обязанности участника долевого строительства, приобретающего, например, квартиру, обязательство принимать от застройщика участок под многоквартирным домом. Он переходит в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома одновременно с государственной регистрацией права частной собственности на помещение в многоквартирном доме при условии его постановки на государственный кадастровый учет в качестве объекта недвижимого имущества <19>.
Нормативные акты
Приказ Минстроя России от 18.04.2019 N 228/пр
(ред. от 01.11.2023)
"Об утверждении официальной статистической методологии мониторинга достижения целей национального проекта "Жилье и городская среда"
(вместе с "Методикой расчета показателя "Количество мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, указанных в статье 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации", "Методикой расчета показателя "Актуализированы действующие нормативно-технические документы для внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед.", "Методикой расчета показателя "Внедрены новые нормативно-технические документы в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед.", "Методикой расчета показателя "Количество городов с благоприятной городской средой", "Методикой расчета показателя "Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды", "Методикой расчета показателя "Количество благоустроенных общественных территорий", "Методикой расчета показателя "Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях", "Методикой расчета показателя "Количество квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда", "Методикой расчета показателя "Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда", "Методикой расчета показателя "Ввод жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации", "Методикой расчета показателя "Объем многоквартирного жилья в стадии строительства", "Методикой расчета показателя "Объем жилищного строительства" на период до 2030 года включительно, в том числе на отчетный период (текущий год)", "Методикой расчета показателя "Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году", "Методикой расчета показателя "Доля объема закупок оборудования, имеющего российское происхождение, в том числе оборудования, закупаемого при выполнении работ, в общем объеме оборудования, закупленного в рамках реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды", "Методикой расчета показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия", "Методикой расчета показателя "Градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот АО "ДОМ.РФ", "Методикой расчета показателя "Градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства", "Методикой расчета показателя "Индекс качества городской среды", "Методикой расчета показателя "Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов (индекс качества городской среды - выше 50%)", "Методикой расчета показателя "Количество мероприятий, указанных в статье 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых предусмотрена возможность их осуществления в электронной форме при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства", "Методикой расчета показателя "Количество граждан, улучшивших жилищные условия за счет проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах")5. Для целей расчета Показателя под улучшением жилищных условий семей за отчетный период понимается регистрация жилого помещения в собственность по договору купли-продажи или договору участия в долевом строительстве, постановка на государственный кадастровый учет построенного индивидуального жилого дома, получение жилого помещения по договорам социального найма, заключение долгосрочного договора аренды жилого помещения, приобретения права собственности в результате переселения из аварийного жилищного фонда, выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
(ред. от 01.11.2023)
"Об утверждении официальной статистической методологии мониторинга достижения целей национального проекта "Жилье и городская среда"
(вместе с "Методикой расчета показателя "Количество мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, указанных в статье 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации", "Методикой расчета показателя "Актуализированы действующие нормативно-технические документы для внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед.", "Методикой расчета показателя "Внедрены новые нормативно-технические документы в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед.", "Методикой расчета показателя "Количество городов с благоприятной городской средой", "Методикой расчета показателя "Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды", "Методикой расчета показателя "Количество благоустроенных общественных территорий", "Методикой расчета показателя "Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях", "Методикой расчета показателя "Количество квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда", "Методикой расчета показателя "Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда", "Методикой расчета показателя "Ввод жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации", "Методикой расчета показателя "Объем многоквартирного жилья в стадии строительства", "Методикой расчета показателя "Объем жилищного строительства" на период до 2030 года включительно, в том числе на отчетный период (текущий год)", "Методикой расчета показателя "Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году", "Методикой расчета показателя "Доля объема закупок оборудования, имеющего российское происхождение, в том числе оборудования, закупаемого при выполнении работ, в общем объеме оборудования, закупленного в рамках реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды", "Методикой расчета показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия", "Методикой расчета показателя "Градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот АО "ДОМ.РФ", "Методикой расчета показателя "Градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства", "Методикой расчета показателя "Индекс качества городской среды", "Методикой расчета показателя "Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов (индекс качества городской среды - выше 50%)", "Методикой расчета показателя "Количество мероприятий, указанных в статье 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых предусмотрена возможность их осуществления в электронной форме при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства", "Методикой расчета показателя "Количество граждан, улучшивших жилищные условия за счет проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах")5. Для целей расчета Показателя под улучшением жилищных условий семей за отчетный период понимается регистрация жилого помещения в собственность по договору купли-продажи или договору участия в долевом строительстве, постановка на государственный кадастровый учет построенного индивидуального жилого дома, получение жилого помещения по договорам социального найма, заключение долгосрочного договора аренды жилого помещения, приобретения права собственности в результате переселения из аварийного жилищного фонда, выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Постановление Правительства РФ от 26.03.2019 N 319
(ред. от 02.06.2022)
"О единой информационной системе жилищного строительства"
(вместе с "Требованиями к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования единой информационной системой жилищного строительства", "Правилами размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства", "Правилами взаимодействия субъектов информации при использовании ими информационных ресурсов единой информационной системы жилищного строительства, в том числе личных кабинетов", "Правилами хранения и обработки информации, содержащейся в единой информационной системе жилищного строительства", "Правилами взаимодействия единой информационной системы жилищного строительства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и взаимодействия иных информационных систем с единой информационной системой жилищного строительства, а также едиными форматами для информационного взаимодействия иных информационных систем с единой информационной системой жилищного строительства")дата постановки помещения, машино-места, дома блокированной застройки, индивидуального жилого дома в границах территории малоэтажного жилого комплекса на кадастровый учет;
(ред. от 02.06.2022)
"О единой информационной системе жилищного строительства"
(вместе с "Требованиями к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования единой информационной системой жилищного строительства", "Правилами размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства", "Правилами взаимодействия субъектов информации при использовании ими информационных ресурсов единой информационной системы жилищного строительства, в том числе личных кабинетов", "Правилами хранения и обработки информации, содержащейся в единой информационной системе жилищного строительства", "Правилами взаимодействия единой информационной системы жилищного строительства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и взаимодействия иных информационных систем с единой информационной системой жилищного строительства, а также едиными форматами для информационного взаимодействия иных информационных систем с единой информационной системой жилищного строительства")дата постановки помещения, машино-места, дома блокированной застройки, индивидуального жилого дома в границах территории малоэтажного жилого комплекса на кадастровый учет;