Помощь малоимущим семьям
Подборка наиболее важных документов по запросу Помощь малоимущим семьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь малоимущим семьям
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь малоимущим семьям
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об оставлении без удовлетворения исковых требований прокурора, указал на то, что И., являющаяся матерью несовершеннолетнего А., претендует на меру государственной поддержки семей, имеющих детей, выплата которой предоставляется в порядке и на условиях, установленных региональным законодательством, нормами которого не предусмотрено исключение суммы уплаченных алиментов из дохода семьи при расчете среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае мера государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно под понятие государственной социальной помощи малоимущим семьям не подпадает, поэтому положения Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и принятого во исполнение его постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 к спорным отношениям применению не подлежат.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об оставлении без удовлетворения исковых требований прокурора, указал на то, что И., являющаяся матерью несовершеннолетнего А., претендует на меру государственной поддержки семей, имеющих детей, выплата которой предоставляется в порядке и на условиях, установленных региональным законодательством, нормами которого не предусмотрено исключение суммы уплаченных алиментов из дохода семьи при расчете среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае мера государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно под понятие государственной социальной помощи малоимущим семьям не подпадает, поэтому положения Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и принятого во исполнение его постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 к спорным отношениям применению не подлежат.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Вместе с тем с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Вместе с тем с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 1
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)Социальная защита включает различные формы и виды социальной помощи малоимущим семьям и иным гражданам, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <4> (в виде выплаты пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий; оказания социальных услуг и обеспечения жизненно необходимыми товарами). Например, предоставление социальных услуг предусмотрено в сфере социального обслуживания населения в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <5>.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)Социальная защита включает различные формы и виды социальной помощи малоимущим семьям и иным гражданам, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <4> (в виде выплаты пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий; оказания социальных услуг и обеспечения жизненно необходимыми товарами). Например, предоставление социальных услуг предусмотрено в сфере социального обслуживания населения в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <5>.
Ситуация: Какие виды государственной социальной помощи предусмотрены для разных категорий граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Ситуация: Какую материальную помощь можно получить в связи с трудной жизненной ситуацией?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. Получить такую помощь могут малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ (ст. ст. 1, 7, ч. 1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 N 1931).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. Получить такую помощь могут малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ (ст. ст. 1, 7, ч. 1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 N 1931).
Ситуация: Как получить государственную социальную помощь на основании социального контракта?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь на основании социального контракта (далее также - помощь) оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным установленным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения. Цель оказания помощи - стимулирование активных действий ее получателей по преодолению трудной жизненной ситуации (ст. 7, ч. 1 ст. 8.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь на основании социального контракта (далее также - помощь) оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным установленным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения. Цель оказания помощи - стимулирование активных действий ее получателей по преодолению трудной жизненной ситуации (ст. 7, ч. 1 ст. 8.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Статья: Особенности формирования международной правосубъектности Свердловской области с XIX в. по настоящее время в сфере туризма (на основании материалов Государственного архива Свердловской области)
(Вербицкая Т.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Как следствие, политические отношения Пермской губернии укреплялись как внутри страны, так и за границей Российской империи в немалой степени благодаря государственным деятелям, к числу которых относились Демидовы (среди которых было три князя Сан-Донато, служивших также и при дворе Его Императорского Величества: Николай Анатольевич Демидов и его сыновья Павел и Анатолий). Одним из мероприятий подготовки к бракосочетанию Анатолия Николаевича Демидова и Матильды де Монферран, осуществляемому при поддержке главы Флорентийской республики, явилось создание фондов помощи малоимущим семьям, оставшимся без кормильца, погибшего на войне, как в Санкт-Петербурге, так и при правительстве Пермской губернии <5>, что способствовало налаживанию политических, экономических и туристических связей Пермской губернии с Флоренцией и Францией.
(Вербицкая Т.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Как следствие, политические отношения Пермской губернии укреплялись как внутри страны, так и за границей Российской империи в немалой степени благодаря государственным деятелям, к числу которых относились Демидовы (среди которых было три князя Сан-Донато, служивших также и при дворе Его Императорского Величества: Николай Анатольевич Демидов и его сыновья Павел и Анатолий). Одним из мероприятий подготовки к бракосочетанию Анатолия Николаевича Демидова и Матильды де Монферран, осуществляемому при поддержке главы Флорентийской республики, явилось создание фондов помощи малоимущим семьям, оставшимся без кормильца, погибшего на войне, как в Санкт-Петербурге, так и при правительстве Пермской губернии <5>, что способствовало налаживанию политических, экономических и туристических связей Пермской губернии с Флоренцией и Францией.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Применительно к последней категории получателей Федеральным законом от 03.07.2016 N 312-ФЗ в комментируемую норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 г. Ранее право на получение государственной социальной стипендии имели студенты, представившие справку органов социального обеспечения об отнесении их семей к категории малоимущих и имеющих право на получение государственной социальной помощи. В настоящее время - только те из них, кто фактически является получателем такой помощи. Из ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Применительно к последней категории получателей Федеральным законом от 03.07.2016 N 312-ФЗ в комментируемую норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 г. Ранее право на получение государственной социальной стипендии имели студенты, представившие справку органов социального обеспечения об отнесении их семей к категории малоимущих и имеющих право на получение государственной социальной помощи. В настоящее время - только те из них, кто фактически является получателем такой помощи. Из ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Статья: Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о социальной помощи) государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о социальной помощи) государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.