Понятие национальной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие национальной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разработка и регламентация правовых основ национальной безопасности Российской Федерации: хронология и преемственность
(Гирько С.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Исследование ретроспективы термина "безопасность", который лежит в основе понятия "национальная безопасность", различными авторами уводит их в далекую историю времен Французской революции и Наполеоновских войн - во Франции, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., английского Билля о правах 1689 г., американской Декларации о независимости 1776 г. <1>. На основании изложенного можно гипотетически предположить, что идеи безопасности, защиты прав и интересов человека зарождались в Европе и европейцами, которые впоследствии переселились на американский континент.
(Гирько С.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Исследование ретроспективы термина "безопасность", который лежит в основе понятия "национальная безопасность", различными авторами уводит их в далекую историю времен Французской революции и Наполеоновских войн - во Франции, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., английского Билля о правах 1689 г., американской Декларации о независимости 1776 г. <1>. На основании изложенного можно гипотетически предположить, что идеи безопасности, защиты прав и интересов человека зарождались в Европе и европейцами, которые впоследствии переселились на американский континент.
Статья: Роль и место духовно-культурной (цивилизационной) безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)На основании изложенного в процессе определения основных тенденций развития современного мира предлагается совершенствование административно-правового режима национальной безопасности: 1) расширение понятия национальной безопасности, которая должна включать духовно-культурную (цивилизационную) безопасность государства и общества; необходимо повысить значимость этой сферы в структуре безопасности; 2) введение термина "духовно-культурная (цивилизационная) безопасность" в административно-правовое законодательство; 3) внесение изменений в федеральное законодательство с учетом права человека быть представителем своей цивилизации: уточнение пределов и эффективности административно-правового регулирования духовно-культурной сферы, а также оценки ее регулирующего воздействия; 4) закрепление полномочий субъектов духовно-культурной безопасности, участвующих в обеспечении законности, в том числе используемые ими правовые средства предупреждения, выявления и нейтрализации данных угроз; 5) совершенствование организационного механизма путем привлечения экспертного сообщества, институтов гражданского общества (включая религиозные объединения) для выявления негативных условий, источников и факторов, создающих опасность нарушения баланса интересов государства - общества - личности в сфере обеспечения духовно-культурной (цивилизационной) безопасности.
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)На основании изложенного в процессе определения основных тенденций развития современного мира предлагается совершенствование административно-правового режима национальной безопасности: 1) расширение понятия национальной безопасности, которая должна включать духовно-культурную (цивилизационную) безопасность государства и общества; необходимо повысить значимость этой сферы в структуре безопасности; 2) введение термина "духовно-культурная (цивилизационная) безопасность" в административно-правовое законодательство; 3) внесение изменений в федеральное законодательство с учетом права человека быть представителем своей цивилизации: уточнение пределов и эффективности административно-правового регулирования духовно-культурной сферы, а также оценки ее регулирующего воздействия; 4) закрепление полномочий субъектов духовно-культурной безопасности, участвующих в обеспечении законности, в том числе используемые ими правовые средства предупреждения, выявления и нейтрализации данных угроз; 5) совершенствование организационного механизма путем привлечения экспертного сообщества, институтов гражданского общества (включая религиозные объединения) для выявления негативных условий, источников и факторов, создающих опасность нарушения баланса интересов государства - общества - личности в сфере обеспечения духовно-культурной (цивилизационной) безопасности.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2019)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Европейский Суд, сославшись на принципы, ранее изложенные им в постановлении от 12 июня 2018 года по делу "Гаспар против России" (Gaspar v. Russia), жалоба N 123038/15, пункты 38 - 39 и пункты 41 - 44), обратил внимание на то, что из этих принципов, имеющих отношение к делу, следует, что "Суд в таких делах, как настоящее, должен изучить, обеспечивались ли в национальных разбирательствах достаточные процессуальные гарантии. В этой связи Суд вновь заявляет, что даже в случае угрозы национальной безопасности, понятия законности и верховенства права в демократическом обществе требуют, чтобы меры, затрагивающие основные права человека, рассматривались в рамках той или иной формы состязательного процесса в независимом органе, ответственном за анализ причин принятия такого решения и соответствующих доказательств, в случае наличия необходимости соответствующих процессуальных ограничений на использование информации под грифом "секретно" (пункт 47 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Европейский Суд, сославшись на принципы, ранее изложенные им в постановлении от 12 июня 2018 года по делу "Гаспар против России" (Gaspar v. Russia), жалоба N 123038/15, пункты 38 - 39 и пункты 41 - 44), обратил внимание на то, что из этих принципов, имеющих отношение к делу, следует, что "Суд в таких делах, как настоящее, должен изучить, обеспечивались ли в национальных разбирательствах достаточные процессуальные гарантии. В этой связи Суд вновь заявляет, что даже в случае угрозы национальной безопасности, понятия законности и верховенства права в демократическом обществе требуют, чтобы меры, затрагивающие основные права человека, рассматривались в рамках той или иной формы состязательного процесса в независимом органе, ответственном за анализ причин принятия такого решения и соответствующих доказательств, в случае наличия необходимости соответствующих процессуальных ограничений на использование информации под грифом "секретно" (пункт 47 постановления).