Понятие рекламы
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие рекламы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ"На основании вышеизложенного, суды пришли к выводу, что вместо выяснения согласия абонента на получение рекламной информации, Общество, выбрав абонента по принципу доступности информации о таком абоненте в общедоступных источниках, пыталось довести рекламную информацию под видом предложения о сотрудничестве. Но по своему содержанию действия заявителя имели целью именно доведение до абонента информации, соответствующей понятию объекта рекламирования. Звонок конкретному лицу является только формальной попыткой завуалировать фактическое распространение рекламы с использованием телефонной связи."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе""С учетом содержания рекламного объявления размещенная обществом информация носит рекламный характер, полностью соответствует понятию рекламы, установленному в ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"1. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"1. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Готовое решение: Как учитывать товары, приобретенные в качестве образцов
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для того, чтобы расходы на образцы можно было учесть в составе рекламных, их распространение должно отвечать понятию рекламы. В частности, образцы должны раздаваться неопределенному кругу лиц. Если же вы раздаете их конкретным лицам, например вашим покупателям, то расходы на них учесть как рекламные нельзя. Это следует из Писем Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485, от 15.12.2010 N 03-03-06/1/777.
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для того, чтобы расходы на образцы можно было учесть в составе рекламных, их распространение должно отвечать понятию рекламы. В частности, образцы должны раздаваться неопределенному кругу лиц. Если же вы раздаете их конкретным лицам, например вашим покупателям, то расходы на них учесть как рекламные нельзя. Это следует из Писем Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485, от 15.12.2010 N 03-03-06/1/777.
Статья: Какая информация относится к рекламе в целях уплаты рекламного сбора
("Главная книга", 2025, N 16)Во-первых, рекламой признается интернет-информация, соответствующая понятию "реклама", содержащемуся в Законе о рекламе.
("Главная книга", 2025, N 16)Во-первых, рекламой признается интернет-информация, соответствующая понятию "реклама", содержащемуся в Законе о рекламе.
Готовое решение: Что такое рекламная конструкция и какие требования к ней предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)Другие вывески и указатели, если они не содержат сведения рекламного характера, также не относятся к рекламе. Кроме того, к ней не относится и информация, которая не соответствует понятию рекламы. В частности, это сведения, которые указываются не только в силу закона, но и в силу делового оборота (п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58, Руководство, утвержденное Приказом ФАС России от 21.06.2024 N 412/24).
(КонсультантПлюс, 2025)Другие вывески и указатели, если они не содержат сведения рекламного характера, также не относятся к рекламе. Кроме того, к ней не относится и информация, которая не соответствует понятию рекламы. В частности, это сведения, которые указываются не только в силу закона, но и в силу делового оборота (п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58, Руководство, утвержденное Приказом ФАС России от 21.06.2024 N 412/24).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)1) на закрепление на законодательном уровне понятия интернет-рекламы с выделением подвида "реклама в социальных сетях";
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)1) на закрепление на законодательном уровне понятия интернет-рекламы с выделением подвида "реклама в социальных сетях";
"Защита прав потребителей финансовых услуг: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)В то же время следует учитывать, что в некоторых случаях в законодательстве под потребителями могут пониматься не только физические лица, но и индивидуальные предприниматели, а также юридические лица различных организационно-правовых форм. Примером являются потребители электрической энергии, приобретающие товары (работы, услуги) лица в законодательстве о защите конкуренции, потребители рекламы. Эти понятия вводятся в целях отдельных законов и к применению Закона о защите прав потребителей отношения не имеют.
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)В то же время следует учитывать, что в некоторых случаях в законодательстве под потребителями могут пониматься не только физические лица, но и индивидуальные предприниматели, а также юридические лица различных организационно-правовых форм. Примером являются потребители электрической энергии, приобретающие товары (работы, услуги) лица в законодательстве о защите конкуренции, потребители рекламы. Эти понятия вводятся в целях отдельных законов и к применению Закона о защите прав потребителей отношения не имеют.
Статья: Проблема разграничения рекламной и информационной конструкций
(Торосян К.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)<10> Щелкунова Т.С. О проблемах разграничения понятий "реклама" и "вывеска" // Арбитражные споры. 2011. N 4. С. 88 - 99.
(Торосян К.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)<10> Щелкунова Т.С. О проблемах разграничения понятий "реклама" и "вывеска" // Арбитражные споры. 2011. N 4. С. 88 - 99.
Вопрос: Как разграничить понятия "вывеска" и "реклама"?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
Вопрос: Организация планирует продать свое нежилое помещение и разместить информацию о продаже на окне или за стеклянной дверью помещения в виде световой надписи с текстом "Продается" и номером телефона. Подпадает ли это под понятие рекламы?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация планирует продать свое нежилое помещение и разместить информацию о продаже на окне или за стеклянной дверью помещения в виде световой надписи с текстом "Продается" и номером телефона. Подпадает ли это под понятие рекламы?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация планирует продать свое нежилое помещение и разместить информацию о продаже на окне или за стеклянной дверью помещения в виде световой надписи с текстом "Продается" и номером телефона. Подпадает ли это под понятие рекламы?
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах в некоторых городах органами местного самоуправления принимались решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. Для этих целей в договорах использовалось противоречащее законодательству понятие "рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию". Кроме того, из-за отсутствия прямого указания в Жилищном кодексе РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах является решением о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимались в нарушение ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ не общими собраниями, а исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах в некоторых городах органами местного самоуправления принимались решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. Для этих целей в договорах использовалось противоречащее законодательству понятие "рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию". Кроме того, из-за отсутствия прямого указания в Жилищном кодексе РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах является решением о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимались в нарушение ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ не общими собраниями, а исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Обратите внимание! Определение понятия "реклама", приведенное в Законе о рекламе, позволяет сделать вывод о том, что к рекламным расходам данной конкретной организации можно отнести только те расходы, которые связаны с рекламой товаров (работ, услуг), производимых и (или) реализуемых именно этой организацией.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Обратите внимание! Определение понятия "реклама", приведенное в Законе о рекламе, позволяет сделать вывод о том, что к рекламным расходам данной конкретной организации можно отнести только те расходы, которые связаны с рекламой товаров (работ, услуг), производимых и (или) реализуемых именно этой организацией.