Попутные полезные ископаемые
Подборка наиболее важных документов по запросу Попутные полезные ископаемые (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, согласно проекту разработки месторождения полезным ископаемым месторождения является рудное золото, попутным полезным ископаемым выявлено серебро. Из договора поставки с целью последующего аффинажа следует, что фактически налогоплательщик в составе золотосодержащей руды произвел отчуждение драгоценного металла, получив выгоду исходя из непосредственного количества химически чистого металла, которое находилось в реализованной партии руды.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, согласно проекту разработки месторождения полезным ископаемым месторождения является рудное золото, попутным полезным ископаемым выявлено серебро. Из договора поставки с целью последующего аффинажа следует, что фактически налогоплательщик в составе золотосодержащей руды произвел отчуждение драгоценного металла, получив выгоду исходя из непосредственного количества химически чистого металла, которое находилось в реализованной партии руды.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик полагал, что добываемым им полезным ископаемым является не драгоценный металл, а золотосодержащая руда, поэтому НДПИ должен рассчитываться по правилам п. 3 ст. 340 НК РФ, а не п. 5 ст. 340 НК РФ. Также налогоплательщик указал, что добыча полезного ископаемого осуществляется в рамках опытно-промышленной разработки месторождения. Налоговый орган доначислил НДПИ, указав, что при определении единицы стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ необоснованно применены положения подп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ, а не положения п. 5 ст. 340 НК РФ, что привело к занижению стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Суд признал доначисление правомерным. Суд отметил, что лицензия была выдана налогоплательщику на геологическое изучение и добычу золота, проект разработки месторождения также предполагал добычу рудного золота и серебра как попутного полезного ископаемого. Из условий заключенного налогоплательщиком договора на поставку золотосодержащей руды следует, что окончательное количество поставляемой руды и количественное содержание золота в руде подлежит установлению по результатам химического анализа партии товара. Суд пришел к выводу, что фактически налогоплательщик в составе золотосодержащей руды производил отчуждение драгоценного металла. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что законодательство допускает добычу драгоценных металлов без получения как такового химически чистого металла и в этой ситуации добытым полезным ископаемым следует считать золотосодержащую руду. Суд указал, что в п. 2 ст. 337 НК РФ отсутствует такой вид добытого полезного ископаемого, как золотосеребряная окисленная руда, а Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419, устанавливает обязанность недропользователя к ведению учета драгоценных металлов на каждой стадии добычи и переработки по содержанию и количеству драгоценных металлов. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что реализация золота и серебра в виде золотосодержащей руды (без фактического извлечения драгоценных металлов) изменяет вид добытого полезного ископаемого для целей налогообложения. Условия финансово-хозяйственных договоров не изменяют объект налогообложения при добыче драгоценных металлов и не влияют на порядок исчисления налога. Особый порядок учета операций с драгоценными металлами на всех стадиях добычи и переработки влечет за собой особый порядок налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик полагал, что добываемым им полезным ископаемым является не драгоценный металл, а золотосодержащая руда, поэтому НДПИ должен рассчитываться по правилам п. 3 ст. 340 НК РФ, а не п. 5 ст. 340 НК РФ. Также налогоплательщик указал, что добыча полезного ископаемого осуществляется в рамках опытно-промышленной разработки месторождения. Налоговый орган доначислил НДПИ, указав, что при определении единицы стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ необоснованно применены положения подп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ, а не положения п. 5 ст. 340 НК РФ, что привело к занижению стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Суд признал доначисление правомерным. Суд отметил, что лицензия была выдана налогоплательщику на геологическое изучение и добычу золота, проект разработки месторождения также предполагал добычу рудного золота и серебра как попутного полезного ископаемого. Из условий заключенного налогоплательщиком договора на поставку золотосодержащей руды следует, что окончательное количество поставляемой руды и количественное содержание золота в руде подлежит установлению по результатам химического анализа партии товара. Суд пришел к выводу, что фактически налогоплательщик в составе золотосодержащей руды производил отчуждение драгоценного металла. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что законодательство допускает добычу драгоценных металлов без получения как такового химически чистого металла и в этой ситуации добытым полезным ископаемым следует считать золотосодержащую руду. Суд указал, что в п. 2 ст. 337 НК РФ отсутствует такой вид добытого полезного ископаемого, как золотосеребряная окисленная руда, а Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419, устанавливает обязанность недропользователя к ведению учета драгоценных металлов на каждой стадии добычи и переработки по содержанию и количеству драгоценных металлов. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что реализация золота и серебра в виде золотосодержащей руды (без фактического извлечения драгоценных металлов) изменяет вид добытого полезного ископаемого для целей налогообложения. Условия финансово-хозяйственных договоров не изменяют объект налогообложения при добыче драгоценных металлов и не влияют на порядок исчисления налога. Особый порядок учета операций с драгоценными металлами на всех стадиях добычи и переработки влечет за собой особый порядок налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предложении по определению в целях налогообложения НДПИ количества строительного камня и щебня, добываемых попутно при добыче иных полезных ископаемых, в зависимости от факта их реализации.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-06-06-01/120854)Вопрос: О предложении по определению в целях налогообложения НДПИ количества строительного камня и щебня, добываемых попутно при добыче иных полезных ископаемых, в зависимости от факта их реализации.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-06-06-01/120854)Вопрос: О предложении по определению в целях налогообложения НДПИ количества строительного камня и щебня, добываемых попутно при добыче иных полезных ископаемых, в зависимости от факта их реализации.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Наличие противоречий в анализируемых правовых предписаниях законодательства о недрах может быть обусловлено тем обстоятельством, что отсутствует четкий правовой механизм определения правового режима отходов недропользования и их соотношения с отходами производства и потребления. Конечно, на практике недропользователю проблематично сразу определить правовой режим отходов недропользования. В связи с чем думается возможным применение следующего алгоритма юридически значимых действий хозяйствующего субъекта. На первоначальном этапе разведки полезных ископаемых в рамках технико-экономической оценки (далее - ТЭО) недропользователь должен указывать наличие в разведанном месторождении основного планируемого добываемого ресурса, а также попутных полезных ископаемых, в том числе определить во вскрышных и вмещающих породах наличие общераспространенных полезных ископаемых. Сведения о выявленных полезных ископаемых должны быть отражены в техническом проекте разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О недрах". Однако на практике некоторые недобросовестные недропользователи этого не делают, так как отражение в ТЭО попутных полезных ископаемых влечет за собой увеличение налоговой нагрузки в рамках уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, как верно отмечает Т.А. Блошенко, государству нужно дифференцированно подходить к взысканию соответствующего налога <10>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Наличие противоречий в анализируемых правовых предписаниях законодательства о недрах может быть обусловлено тем обстоятельством, что отсутствует четкий правовой механизм определения правового режима отходов недропользования и их соотношения с отходами производства и потребления. Конечно, на практике недропользователю проблематично сразу определить правовой режим отходов недропользования. В связи с чем думается возможным применение следующего алгоритма юридически значимых действий хозяйствующего субъекта. На первоначальном этапе разведки полезных ископаемых в рамках технико-экономической оценки (далее - ТЭО) недропользователь должен указывать наличие в разведанном месторождении основного планируемого добываемого ресурса, а также попутных полезных ископаемых, в том числе определить во вскрышных и вмещающих породах наличие общераспространенных полезных ископаемых. Сведения о выявленных полезных ископаемых должны быть отражены в техническом проекте разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О недрах". Однако на практике некоторые недобросовестные недропользователи этого не делают, так как отражение в ТЭО попутных полезных ископаемых влечет за собой увеличение налоговой нагрузки в рамках уплаты налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, как верно отмечает Т.А. Блошенко, государству нужно дифференцированно подходить к взысканию соответствующего налога <10>.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 08.08.2024)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 19.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод при разведке и добыче иных видов полезных ископаемых, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, а также подземных вод после извлечения из них полезных компонентов
(ред. от 08.08.2024)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 19.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод при разведке и добыче иных видов полезных ископаемых, разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, а также подземных вод после извлечения из них полезных компонентов
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- в целях добычи из подземных вод и (или) связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей нефти и природного газа попутных вод полезных ископаемых (полезных компонентов) по лицензиям на пользование недрами, полученным до 31 декабря 2030 года, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- в целях добычи из подземных вод и (или) связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей нефти и природного газа попутных вод полезных ископаемых (полезных компонентов) по лицензиям на пользование недрами, полученным до 31 декабря 2030 года, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий;