Порядок досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2022 N 88а-8882/2022 по делу N 2а-56/2022
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О досрочном прекращении полномочий депутата; 2) О признании незаконными бездействия в сфере противодействия коррупции.
Обстоятельства: Проведенной проверкой установлено, что главой сельсовета принимались решения о выплате себе премий за работу в выходные и праздничные дни; использовался служебный автомобиль в неслужебное время в личных целях; производилось возмещение затрат за ГСМ, влекущее получение им доходов в виде денежных средств, что является неосновательным обогащением, личной заинтересованностью, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление лицом своих должностных обязанностей.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Прекращено.Ссылка в кассационных жалобах на отсутствие у суда полномочий на принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы представительного органа муниципального образования по иску прокурора были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены, поскольку положения Федерального закона N 273-ФЗ, Федерального закона N 131-ФЗ не исключают прекращение таких полномочий в судебном порядке, а прокурор, с учетом положений действующего законодательства, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом о противодействии коррупции.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О досрочном прекращении полномочий депутата; 2) О признании незаконными бездействия в сфере противодействия коррупции.
Обстоятельства: Проведенной проверкой установлено, что главой сельсовета принимались решения о выплате себе премий за работу в выходные и праздничные дни; использовался служебный автомобиль в неслужебное время в личных целях; производилось возмещение затрат за ГСМ, влекущее получение им доходов в виде денежных средств, что является неосновательным обогащением, личной заинтересованностью, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление лицом своих должностных обязанностей.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Прекращено.Ссылка в кассационных жалобах на отсутствие у суда полномочий на принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы представительного органа муниципального образования по иску прокурора были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены, поскольку положения Федерального закона N 273-ФЗ, Федерального закона N 131-ФЗ не исключают прекращение таких полномочий в судебном порядке, а прокурор, с учетом положений действующего законодательства, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом о противодействии коррупции.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2022 N 88а-33617/2022
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия депутатов городского поселения, выразившегося в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате проведенной по профилактике коррупционных и иных правонарушений проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указан счет, лицо, являясь главой городского поселения, совершало действия, находясь в ситуации конфликта интересов, и не подало уведомление о возможной личной заинтересованности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений. Тогда как возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с несоблюдением им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом "О противодействии коррупции", представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия депутатов городского поселения, выразившегося в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате проведенной по профилактике коррупционных и иных правонарушений проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указан счет, лицо, являясь главой городского поселения, совершало действия, находясь в ситуации конфликта интересов, и не подало уведомление о возможной личной заинтересованности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений. Тогда как возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с несоблюдением им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом "О противодействии коррупции", представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Глава муниципального образования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1420-О-О указано, что процедура досрочного прекращения полномочий, равно как и порядок отставки главы муниципального образования по собственному желанию, должна определяться уставом муниципального образования (п. 8 ч. 1 ст. 44 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1420-О-О указано, что процедура досрочного прекращения полномочий, равно как и порядок отставки главы муниципального образования по собственному желанию, должна определяться уставом муниципального образования (п. 8 ч. 1 ст. 44 Закона о местном самоуправлении).
Статья: Муниципальный округ: новое решение старой проблемы или новая проблема организации местного самоуправления в России?
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 1)Напомним, взяв в 2003 г. под свою защиту местное самоуправление, Федерация (в лице федерального законодателя) существенно ограничила полномочия субъектов Федерации по организации муниципальной власти. Законодательная формула (абз. 2 ч. 1 ст. 6) позволяла последним осуществлять лишь те полномочия по организации местного самоуправления, которые напрямую предоставлены им Законом N 131-ФЗ; объем таких полномочий был весьма незначителен. Но постепенно ситуация стала изменяться, а начиная с 2014 г. и вовсе приобрела опасные тенденции. На фоне выстроенных между Федерацией и субъектами Федерации особых отношений положение последних в вопросах организации местного самоуправления значительно усилилось: без изменения законодательной формулы (абз. 2 ч. 1 ст. 6) полномочия региональной власти были существенно расширены (право перераспределения полномочий по вопросам местного значения, право влияния на порядок (модель) замещения должности главы муниципального образования, а также на досрочное прекращение им полномочий); под непосредственным влиянием субъектов Федерации был упрощен законодательный порядок учета мнения граждан в случае преобразования муниципальных образований, что облегчило региональной власти реализацию планов по укрупнению поселений, введению одноуровневости в границах муниципальных районов (преобразованию муниципальных районов в городские округа). Обретенная регионами политическая сила позволяла безнаказанно осуществлять преобразование муниципальных районов в городские округа, несмотря на противоречия федеральному законодательству, и в конечном счете не только легализовать постфактум ранее произведенные ими преобразования, но и добиться внесения в мае 2019 г. таких изменений в Закон N 131-ФЗ, которые позволяют им продолжить переход на одноуровневую (муниципальный округ) схему территориальной организации муниципальной власти. Как видно, государственная политика защиты местного самоуправления со стороны Федерации постепенно сменилась на политику предоставления субъектам Федерации практически неограниченной свободы усмотрения в сфере организации местного самоуправления.
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 1)Напомним, взяв в 2003 г. под свою защиту местное самоуправление, Федерация (в лице федерального законодателя) существенно ограничила полномочия субъектов Федерации по организации муниципальной власти. Законодательная формула (абз. 2 ч. 1 ст. 6) позволяла последним осуществлять лишь те полномочия по организации местного самоуправления, которые напрямую предоставлены им Законом N 131-ФЗ; объем таких полномочий был весьма незначителен. Но постепенно ситуация стала изменяться, а начиная с 2014 г. и вовсе приобрела опасные тенденции. На фоне выстроенных между Федерацией и субъектами Федерации особых отношений положение последних в вопросах организации местного самоуправления значительно усилилось: без изменения законодательной формулы (абз. 2 ч. 1 ст. 6) полномочия региональной власти были существенно расширены (право перераспределения полномочий по вопросам местного значения, право влияния на порядок (модель) замещения должности главы муниципального образования, а также на досрочное прекращение им полномочий); под непосредственным влиянием субъектов Федерации был упрощен законодательный порядок учета мнения граждан в случае преобразования муниципальных образований, что облегчило региональной власти реализацию планов по укрупнению поселений, введению одноуровневости в границах муниципальных районов (преобразованию муниципальных районов в городские округа). Обретенная регионами политическая сила позволяла безнаказанно осуществлять преобразование муниципальных районов в городские округа, несмотря на противоречия федеральному законодательству, и в конечном счете не только легализовать постфактум ранее произведенные ими преобразования, но и добиться внесения в мае 2019 г. таких изменений в Закон N 131-ФЗ, которые позволяют им продолжить переход на одноуровневую (муниципальный округ) схему территориальной организации муниципальной власти. Как видно, государственная политика защиты местного самоуправления со стороны Федерации постепенно сменилась на политику предоставления субъектам Федерации практически неограниченной свободы усмотрения в сфере организации местного самоуправления.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Вопрос 2: Является ли вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении действующего главы муниципального образования основанием для досрочного прекращения его полномочий в том случае, если по делу будет установлено, что к моменту принятия решения о прекращении полномочий в предусмотренном уставом муниципального образования порядке судимость, связанная с ранее вынесенным приговором суда, будет снята или погашена, что согласно ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации аннулирует все правовые последствия, связанные с ней?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Вопрос 2: Является ли вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении действующего главы муниципального образования основанием для досрочного прекращения его полномочий в том случае, если по делу будет установлено, что к моменту принятия решения о прекращении полномочий в предусмотренном уставом муниципального образования порядке судимость, связанная с ранее вынесенным приговором суда, будет снята или погашена, что согласно ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации аннулирует все правовые последствия, связанные с ней?
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П
"По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова"2.2. Оценивая институт удаления главы муниципального образования в отставку, в том числе с точки зрения сопутствующих его применению гарантий, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующему выводу: как мера ответственности перед представительным органом, а в конечном счете - и перед населением процедура досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в порядке удаления в отставку не является отступлением от Конституции Российской Федерации, поскольку в действующем правовом регулировании она предполагает, в частности, возможность судебной проверки по заявлению удаленного в отставку главы муниципального образования законности соответствующего решения представительного органа муниципального образования, а также проведение досрочных выборов главы муниципального образования в установленные федеральным законом сроки, притом что удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться на этих выборах в качестве кандидата (определения от 4 октября 2011 года N 1264-О-О, от 2 ноября 2011 года N 1464-О-О и от 17 ноября 2011 года N 1489-О-О).
"По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова"2.2. Оценивая институт удаления главы муниципального образования в отставку, в том числе с точки зрения сопутствующих его применению гарантий, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующему выводу: как мера ответственности перед представительным органом, а в конечном счете - и перед населением процедура досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в порядке удаления в отставку не является отступлением от Конституции Российской Федерации, поскольку в действующем правовом регулировании она предполагает, в частности, возможность судебной проверки по заявлению удаленного в отставку главы муниципального образования законности соответствующего решения представительного органа муниципального образования, а также проведение досрочных выборов главы муниципального образования в установленные федеральным законом сроки, притом что удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться на этих выборах в качестве кандидата (определения от 4 октября 2011 года N 1264-О-О, от 2 ноября 2011 года N 1464-О-О и от 17 ноября 2011 года N 1489-О-О).